• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Апрель

"Программа рассчитана на тех, кто уже управляет образованием или собирается это делать профессионально"

Руководитель магистерской программы "Управление образованием" Наталья Заиченко об идее программы.

— Как возникла идея программы? Кто является ее создателем? Какими силами она будет реализовываться в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ?

— Идея – в необходимости существования образовательной программы, соответствующей современным требованиям подготовки  образовательных управленцев. Все "созревшие в слове" новации не станут реальностью на деле без адекватных управленцев. Миссия Вышки "от рождения" – решать проблемы подготовки специалистов с квалификацией, необходимой и достаточной для решения задач, в данном случае – задач образовательнойполитики как на уровне региона и района, так и на уровне образовательной организации.Создатели программы "Управление образованием" по направлению "Государственное и муниципальное управление" – наши московские коллеги. Думаю, не ошибусь, если в отцы-вдохновители запишу научного руководителя московского офиса программы профессора Исака Давидовича Фрумина и профессора Института развития образования Ирину Всеволодовну Абанкину. История создания этой программы в Москве уже описана – и размещена на сайте Вышки. А ее старт в Санкт-Петербурге в 2011 году – логичное и стремительное развитие. В Питере программа реализовывается сообществом профессионалов – экспертов в своей области (в своей дисциплине и направлении исследований) из лучших университетов города.

Кадровый состав программы на 90% состоит из профессоров. Это - профессиональный союз Вышки с Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом, Экономико‐-математическим институтом РАО, Федеральным институтом развития образования, Московской школой экономических и социальных наук.

— На кого рассчитана эта программа - только на директоров школ или на людей, в принципе занимающихся образованием? Как осуществлялся набор? Что входило в портфолио? Каким Вы видите "идеального поступающего" на программу?

— Программа рассчитана на тех, кто уже управляет образованием или собирается это делать профессионально: руководители образовательных организаций, чиновники – специалисты районного и городского уровней управления и члены кадрового резерва системы образования Санкт-Петербурга. Так как программа – открытая система, в нее могут попадать и люди случайные или, правильно определить, неформатные. И мы не закрываем им доступ к конкурсу. На программу поступают по конкурсу портфолио, и если портфолио абитуриента удовлетворяет условиям и выдерживает конкурс – попутного им ветра и легкого паруса… Это даже хорошо для группы, когда в ней появляются люди иные, возможно со свежими смелыми идеями или элементарной "смелостью незнания"…

В портфолио мы решили поместить информацию, которая характеризует уровень достижений наших потенциальных магистрантов на момент поступления – это своеобразное описание человеческого капитала – образование, должность, навык исследовательской работы, признание государством и обществом профессиональных заслуг соискателя и, что имело значительный вес в баллах – ходатайство вышестоящего руководителя, как признание того, что человек обладает достаточным потенциалом и необходим системе (организации) в новом качестве.

Идеального поступающего на программу можно описать тремя словами "снова хочу учиться". Этого достаточно, чтобы научить и сделать этот процесс удовольствием для обеих сторон.

— Не могли бы Вы немного подробнее рассказать о тех, кто будет преподавать различные курсы в рамках программы?

— Справедливости ради стоит отметить, что в Питере нет дефицита специалистов самого высокого класса, которых можно было бы пригласить для преподавания или сопровождения научных исследований магистрантов . Перед нами стояла задача иного рода – нужны не персоны, а сразу – команда профессионалов, или хотя бы ее ядро. Мы объединяли экспертов, с которыми уже что-то пройдено, что-то сделано на практике и нет барьера типа профессиональных амбиций. Все профессора попадают в когорту "человек - имя", т.е. звания уже не важны – работают имена. Среди нас – экономисты, педагоги, управленцы, социологи, этого набора людей и идей достаточно для реализации программы. Конечно, на протяжении жизни программы мы будем привлекать к разговору и действующих чиновников из Комитетов города и управленцев из разных секторов экономики и, если повезет, философов и психологов.

Правильно было бы отметить тот факт, что программа работает и на основании Соглашения с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. В стратегии "Петербургская школа 2020" одним из направлений образовательной политики города является переход системы на "назначение на должность руководителя образовательной организации при наличии у кандидата уровня образования не меньше магистра в области управления".

— В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика преподавания экономики и управления в области образования? Насколько легко будет людям от образования освоить экономические и менеджериальные дисциплины программы?

— Люди от образования отличаются от других лишь тем, что готовы к усвоению и адекватному применению любой информации, так как эта готовность -  просто профессиональная привычка, практически компетенция любознательности.

По большому счету, мир, которым пытается руководить человек, в том числе профессиональный управленец в любой сфере деятельности – исключительно мир экономический. Доказательством "империалистической" роли экономики могут служить суждения основателя экономической антропологии Карла Поланьи, который значение термина "экономический" разделяет на содержательное и формальное. При этом к содержательному значению термина Поланьи относит сам факт зависимости людей друг от друга и от природы, а под формальным значением он предлагает нам понимать связи между целями и средствами, т.е. конкретную ситуацию выбора средств (ресурсов) для достижения целей в силу ограниченности этих самых средств.

Мы же в своей программе соединяем содержательную и формальную части экономики, по крайней мере, делаем эту попытку, формируя программу. К содержательной экономике мы относим все дисциплины управленческого направления на макро- (государственное управление) и микро- (разработка и принятие управленческих решений, клиетоориентированные образовательные организации и пр.) уровнях и социологические концепции, остальные 40% программы - формальная экономика, включая институциональную экономику, управленческий учет, экономику образования, экономику общественного сектора.

Стяжкой между содержанием и формой экономико-управленческого образования наших магистрантов выступает перманентный (в течение 2,5 лет обучения) научно-исследовательский семинар, где мы учимся говорить на одном языке, для того, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы "быть одной крови". И это задача – язык понимания - не только для студентов, это задача и для профессоров, реализующих программу. 

— Как эта программа соотносится с программой "Управление образованием" Института развития образования НИУ ВШЭ (Москва)?

— По условиям игры мы должны помещаться в стандарт направления "Государственное и муниципальное управление", разработанный НИУ ВШЭ, так как программа "Управление образованием", как я уже говорила, родом оттуда. По стандарту мы все (и Москва, и Питер, а в дальнейшем и Нижний Новгород и Пермь) обязаны включить в учебные планы такие управленческие дисциплины, как "Теория и механизмы государственного и муниципального управления" и "Экономика общественного сектора", а дальше – начинается полет идей и приземление их, исходя из кадровых возможностей. Надеюсь, наши магистранты смогут правильно использовать все возможности, которые  предоставляет им программа "Управление образованием" во благо собственное, своей организации, а может быть и всей образовательной системы Санкт-Петербурга.