«Обучающий семинар» - защита ПЛАНОВ курсовых работ магистрантов
Магистерская программа «Управление образованием» случайно изобрела новый формат «обучающего семинара» - защиту ПЛАНОВ курсовых работ магистрантов.
«Подумай прежде, чем подумать!» - двухдневный семинар нового формата.
Магистерская программа «Управление образованием» случайно изобрела новый формат «обучающего семинара» - защиту ПЛАНОВ курсовых работ магистрантов.
Первый двухдневный семинар Программы прошел 15 и 16 июня…….
Обычно, в образовательной практике, принято защищать ТО, что УЖЕ сделано.
Наша идея проста и незатейлива, но практична и любопытна: мы должны защитить ПРЕЖДЕ, чем будем делать.
т.е. ПРЕЖДЕ, чем делать исследование (писать курсовик или магистерскую) - расскажи коллегам, преподавателям, а главное - убеди самого себя ВСЕНАРОДНО - зачем? и для кого? ты это совершаешь; какую проблему решаешь? адекватно ли интерпретируешь? какими методами будешь пользоваться? разберись, наконец, с «предметом» и «объектом»….если повезет - обозначь гипотезу…..
Формат семинара: два игрока - с одной стороны магистрант со своим научным руководителем; с другой стороны - все преподаватели (эксперты) программы и сокурсники.
шаг первый: 10 минут монолога магистранта, защищающего свою неокрепшую, но уже любимую идею, которая должна, по его соображениям, решить глобальную проблему системы образования…..
шаг второй: после монолога магистранта - около 20 минут сокрушительных вопросов, советов, критики, суждений со стороны преподавателей-экспертов ( кроме научного руководителя, который по условиям игры обязан молчать) ; экспертам не возбраняется спорить и не соглашаться друг с другом по этим самым вопросам и предложениям… магистрант становится и «ответчиком» ( про вопросы) и наблюдателем за этим интеллектуальным ураганом, который «сносит крышу» … и может перевернуть его любимую идею с ног на голову и вот он уже готов согласиться на все, что угодно ( в смысле исследования), НО
шаг третий: на 3-5 минут в бой вступает научный руководитель - он либо отстаивает идею и план действий своего подопечного (полностью или частично), либо соглашается с доводами экспертов ( полностью или частично)…..
Если план действий продуман, защита удается, если план «продуман не полностью» - защита удается вдвойне - т.к. коллективный разум увел от ошибочных действий и помог «встать на правильный путь»…. Учитывая все замечания и дополнения уставшие, но счастливые магистрант и его научный руководитель «уходят» на 10 дней дорабатывать план исследования, а то и менять идею ….
шаг четвертый, не апробированный: через 10 дней после защиты на тему «Подумай ПРЕЖДЕ, чем подумать» магистрант представляет на зачет по научно- исследовательскому семинару синопсис курсовой ( или магистерской), с учетом всех замечаний, изменений, дополнений, которые были предложены!
….И теперь по ЭТОМУ ПЛАНУ можно совершать великое исследование или проектирование, которое потрясет весь образовательный мир….
10 дней еще не прошло……
Н.Заиченко,
научный руководитель программы «Управление образованием»