• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональные основы образовательной политики

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина реализуется в blended формате. Освоение дисциплины «Институциональные основы образовательной политики» должно способствовать решению проблем профессиональной подготовленности действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем (подсистем) , которым предстоит практическая деятельность по формированию и реализации образовательных политик как на уровне отдельно взятой организации, так и на уровне районной и\или региональной системы образования. Дисциплина включает перечень тем для ознакомления с базовыми понятиями теории институциональной экономики и содержанием концепций и методов институционального анализа в применении к социальной сфере, в т.ч. знание базовых институтов, влияющих и формирующих образовательную политику в РФ на всех уровнях (федерации, региона, района, организации). Необходимым компонентом освоения дисциплины является изучение пакета актуальных документов стратегической направленности и их критического осмысления. Практические занятия направлены на формирование навыка выявления противоречий в нормативных документах ( формальных институтах ), влияющих на формирование образовательной политики на разных уровнях, разработки и интерпретации аналитических документов и программ развития образования с точки зрения достижения результатов; объяснения институционального обустройства образовательных систем на разных уровнях управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основные цели освоения дисциплины заключаются в: • осмыслении институциональной составляющей при формировании образовательной политики системы (подсистемы) на среднесрочную и долгосрочную перспективы; • формировании понимания важности формальных и неформальных институтов, их взаимосвязи, взаимодействия и координации при формировании программ развития образовательных систем и учреждений; • приобретении навыков и опыта анализа образовательной стратегии и ее реализации на различных уровнях; • уяснении обучающимися связи между действующими формальными и неформальны-ми институтами, отвечающими или не соответствующим вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет институциональное обустройство развития образовательных систем на разных уровнях управления. Прогнозирует возможные институциональные изменения и появление новых «хороших и плохих» институтов в случае реализации каких либо образовательных стратегий (программ развития). Использует основные положения и методы институционального анализа при решении профессиональных задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.1. Институты – как «правила игры в обществе».
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.2. Трансакционные издержки: применимость понятия в деятельности по формированию образовательных политик.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.3. Право собственности, как определяющий институт экономических отношений.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.4. Контрактные отношения: неполнота контракта и асимметрия информации: применимость понятия в сфере образования.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.5. Феномен «государства» : институциональный подход.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.6. Развитие и институты: устойчивое развитие, модернизация, реформирование.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации Тема 2.1.Формальные и неформальные институциональные рамки в образовании: анализ ситуации.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.2. Институты в образовании: финансирование системы образования; оплата труда; автономия; государственное задание.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.3. Институциональные основания и ресурсные возможности инноваций в образовании.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.4. Институциональные ловушки образовательных стратегий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    эссе по теме "образовательная политика "
  • неблокирующий тест
    тест после каждой темы дисциплины
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    О итоговая = 0,6 Отекущая+ 0,1 Оаудитрная+0,2 О самостоятельная +О0,1 инициативная
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бирюков, С. В.  Правовая культура : учебное пособие для вузов / С. В. Бирюков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12246-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447097 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Институциональные предпосылки региональной образовательной политики. : учебно метод. пособие, Заиченко, Н.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Балацкий Е.В. (2002). Функциональные Свойства Институциональных Ловушек. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.38.3.7
  • Бренделева, Е. (2006). Qwerty-Эффекты, Институциональные Ловушки С Точки Зрения Теории Трансакционных Издержек. TERRA ECONOMICUS, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14348023
  • Веретенникова, Н. (2009). Институциональные Ловушки Российской Системы Высшего Образования. Вестник Томского Государственного Университета. Экономика, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13998007
  • ГЛАЗЬЕВ С.Ю. (1998). «Вашингтонский Консенсус» И Научнотехнический Прогресс В России. Экономическая Наука Современной России, (Приложение). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16941261
  • Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория : Учебник, , 2006
  • Нуреев, Р. (2010). Россия после кризиса эффект колеи. Journal of Institutional Studies (Журнал Институциональных Исследований), (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.8078924
  • Переучреждение государства: общественный договор, Аузан, А., 2006
  • ПОЛТЕРОВИЧ ВИКТОР МЕЕРОВИЧ. (2013). Институциональный эксперимент. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D2DFE7C