• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практическая социология в управлении образованием

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина даёт обучающимся знания и навыки, которые позволяют им выявлять в ситуациях принятия управленческих решений аспекты, затрагивающие различные интересы участников этих ситуаций, могущие вызывать разное и неочевидное их поведение. Большая часть рассматриваемых ситуаций относится к уровню образовательной организации и окружающей его социальной среды. В нескольких случаях обучающиеся получают возможность рассмотреть в событиях на уровне коллективов проявления процессов более высокого уровня - от города до субъекта Федерации, т.е. общесоциальные (например, снижение авторитетности профессии учителя, неизбежные следствия роста доступности образования всех уровней и связанных с этим несовпадающих, асинхронных изменений в системе социальных норм общества). Методы практического использования социологического знания изучаются с упором на понимание содержательных аспектов показателей и процедур оценки состояния и взаимосвязей объектов управления, тенденций их изменения. Учащиеся научаются при постановке задач педагогического, экономического, управленческого и иного изучения образовательных систем выявлять задачи, которые можно и нужно решать с использованием методов социологии. Особо рассматриваются приёмы доработки результатов социологической работы для использования специалистами и руководителями без социологической квалификации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является формирования компетенций: оценивает необходимость использования социологической информации для обоснования управленческого решения; находит в разных источниках такую информацию или возможность её получения и оценивает её надёжность (соответствие современным требованиям технологий сбора, анализа и интерпретации полученных данных); делает выводы для обоснования управленческого решения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет в реальной структуре ситуаций, для которой вырабатываются управленческого решения, элементы и связи, нуждающиеся в привлечением социологических знания и информации.
  • Использует критерии качества инструментов социологических исследований, проведения выборок, применяя их на практике на всех стадиях исследований.
  • Использует социологические данные для обоснования и формулирования управленческих задач и решений.
  • Описывает управленческую ситуацию в понятиях социологии, позволяющих провести поиск нужной информации.
  • Оценивает субъектов /акторов и агентов/ управленческой ситуации по полноте информации об их имеющихся интересах, готовности к действиям, возможным реакциям на изменения условий и норм деятельности.
  • Применяет основные методы обработки данных Qual в социологических, экономических и других исследованиях
  • Применяет основные методы обработки данных Quan в социологических, экономических и других исследованиях.
  • Применяет основные типы безопросных методов социологического исследования.
  • Применяет основные типы социологического опроса и наблюдения.
  • Разрабатывает план работы по базовой структуре социологического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
  • Термины социологии – как говорят о жизни социологи?
  • Перевод проблем и задач управления в задачи социологического рассмотрения.
  • Организация социологической работы по задачам разных типов.
  • Методы работы социологов без опросов и специальных наблюдений.
  • Методы cоциологических опросов и наблюдений (СОиН)
  • Обеспечение качества социологического исследования на разных стадиях его проведения.
  • Обработка собранного о качествах субъектов, их отношениях и обстоятельствах жизни (Qual).
  • Обработка собранных данных об интенсивности качеств субъектов, влияния их друг на друга и зависимости от обстоятельств жизни (Quan).
  • Перевод социологических результатов в категории управленческих действий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1 "Какому термину социологии соответствует описанный кейс?"
    Вес в накопленной оценке общий - 0,1; вес вопросов к одной теме - 0,01
  • неблокирующий Тест 2 Соответствие методов задачам социологического исследования
    Вес в накопленной оценке общий - 0,1; вес вопросов к одной теме - 0,01
  • неблокирующий Домашнее задание 1 Перевод проблем и задач управления в задачи социологического рассмотрения.
  • неблокирующий Домашнее задание 2. Критерии оценки качества социологического исследования по заданной теме.
    Перечислить применительно к заданной теме критерии и методы оценки качества проводимого исследования
  • неблокирующий Контрольная работа
    По выданному преподавателем массиву данных выбрать метод обработки и провести обработку выбранным методом с интерпретацией полученного результата и оценки его репрезентативности.
  • неблокирующий Экзамен
    10 билетов по 3 вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.2 * Домашнее задание 1 Перевод проблем и задач управления в задачи социологического рассмотрения. + 0.2 * Домашнее задание 2. Критерии оценки качества социологического исследования по заданной теме. + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Тест 1 "Какому термину социологии соответствует описанный кейс?" + 0.1 * Тест 2 Соответствие методов задачам социологического исследования + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология образования : учебник и практикум для вузов / А. М. Осипов [и др.] ; под редакцией А. М. Осипова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07474-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452870 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология образования : учебно-методическое пособие, Вейхер, А.А., 2014