• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональные основы образовательной политики

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина реализуется в blended формате. Освоение дисциплины «Институциональные основы образовательной политики» должно способствовать решению проблем профессиональной подготовленности действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем (подсистем) , которым предстоит практическая деятельность по формированию и реализации образовательных политик как на уровне отдельно взятой организации, так и на уровне районной и\или региональной системы образования. Дисциплина включает перечень тем для ознакомления с базовыми понятиями теории институциональной экономики и содержанием концепций и методов институционального анализа в применении к социальной сфере, в т.ч. знание базовых институтов, влияющих и формирующих образовательную политику в РФ на всех уровнях (федерации, региона, района, организации). Необходимым компонентом освоения дисциплины является изучение пакета актуальных документов стратегической направленности и их критического осмысления. Практические занятия направлены на формирование навыка выявления противоречий в нормативных документах ( формальных институтах ), влияющих на формирование образовательной политики на разных уровнях, разработки и интерпретации аналитических документов и программ развития образования с точки зрения достижения результатов; объяснения институционального обустройства образовательных систем на разных уровнях управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основные цели освоения дисциплины заключаются в: • осмыслении институциональной составляющей при формировании образовательной политики системы (подсистемы) на среднесрочную и долгосрочную перспективы; • формировании понимания важности формальных и неформальных институтов, их взаимосвязи, взаимодействия и координации при формировании программ развития образовательных систем и учреждений; • приобретении навыков и опыта анализа образовательной стратегии и ее реализации на различных уровнях; • уяснении обучающимися связи между действующими формальными и неформальны-ми институтами, отвечающими или не соответствующим вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.1. Институты – как «правила игры в обществе».
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.2. Трансакционные издержки: применимость понятия в деятельности по формированию образовательных политик.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.3. Право собственности, как определяющий институт экономических отношений.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.4. Контрактные отношения: неполнота контракта и асимметрия информации: применимость понятия в сфере образования.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.5. Феномен «государства» : институциональный подход.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.6. Развитие и институты: устойчивое развитие, модернизация, реформирование.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации Тема 2.1.Формальные и неформальные институциональные рамки в образовании: анализ ситуации.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.2. Институты в образовании: финансирование системы образования; оплата труда; автономия; государственное задание.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.3. Институциональные основания и ресурсные возможности инноваций в образовании.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.4. Институциональные ловушки образовательных стратегий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий "контрольная работа - шесть тест-контролей"
    формат контрольной работы - тестовые задания по шести темам . Для каждой темы, по мере ее прохождения в онлайн формате, задается тест из 15 вопросов. Максимальная оценка 15 оценочных баллов по каждому тесту пересчитывается в 10- балльную шкалу.
  • неблокирующий Мини –доклад
    мини -доклад является альтернативной аудиторной работы в том случае, если образовательный процесс проходит в синхронном варианте в zoom конференции
  • неблокирующий итоговая контрольная работа
    Итоговая контрольная работа выполняется на онлайн платформе . Состоит из 45 тест- заданий Максимальная оценка 45 оценочных баллов пересчитывается в 10- балльную шкалу.
  • неблокирующий эссе
    Жанр эссе - свободный текст с ясно сформулированной проблемой, изложением сути и аргументами об актуальности проблемы; • Желателен факт обобщения материала о каких-либо исследованиях в данной облас-ти. Возможно, эссе построено как комментарии к статье, актуальной для маги-стерского исследования; • Предложены варианты решения проблем(ы), которые базируются на доступной информации • Необходимы ссылки на мнение ( статьи, интервью и пр.) о рассматриваемой в эссе проблеме других авторов ( кроме автора эссе). Текст эссе должен быть понятен, научные термины, выражения, которые используются при исследовании той или иной проблемы необходимо заменять понятия-ми для широкой аудитории. В случае невозможности их заменить иными, они могут быть оставлены, но обязательно приводиться в сноске с расшифровкой.
  • неблокирующий эссе
    • Жанр эссе - свободный текст с ясно сформулированной проблемой, изложением сути и аргументами об актуальности проблемы; • Желателен факт обобщения материала о каких-либо исследованиях в данной облас-ти. Возможно, эссе построено как комментарии к статье, актуальной для маги-стерского исследования; • Предложены варианты решения проблем(ы), которые базируются на доступной информации • Необходимы ссылки на мнение ( статьи, интервью и пр.) о рассматриваемой в эссе проблеме других авторов ( кроме автора эссе).
  • неблокирующий аудиторная работа на очных занятиях. Альтернатива - мини-доклад по заданной теме
    так как формат курса - blended (смешанные контактные и бесконтактные занятия по записанным лекциям), в программе предложено два варианта аудиторной работы .Контактное присутствие будет оцениваться по факту активности на очных занятиях
  • неблокирующий домашнее задание
    домашние задания даются по выбору В зависимости от того, какое задание выбрано формируется оценка за его выполнение Все задания размещаются в модуле ПРОЕКТЫ в LMS/
  • неблокирующий коллоквиум : проектирование институциональных ловушек
    Оценивание производится в два этапа.Первый этап - оценивание результата проекта преподавателем курса и экспертами, в роли которых выступают сами магистранты. Группа получает сумммарный балл за презентацию проекта. Второй этап - самооценка в группе. Вклад в общий ответ каждого члена группы ( 4-6 человек) оценивается в процентах. Индивидуальная оценка состоит из произведения общей оценки на % участия. Полученный результат переводится в 10- балльную шкалу.
  • неблокирующий самостоятельная работа
    разработка мини-проекта по реализации формального правила в деятельность административного состава школы Может быть выполнено в малых группах или персонально - по выбору студентов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.3 * "контрольная работа - шесть тест-контролей" + 0.2 * Мини –доклад + 0.2 * итоговая контрольная работа + 0.1 * эссе + 0.2 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бирюков С. В. - ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-12246-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovaya-kultura-447097
  • Институциональные предпосылки региональной образовательной политики. : учебно метод. пособие, Заиченко, Н.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Балацкий Е.В. (2002). Функциональные Свойства Институциональных Ловушек. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.38.3.7
  • Бренделева, Е. (2006). Qwerty-Эффекты, Институциональные Ловушки С Точки Зрения Теории Трансакционных Издержек. TERRA ECONOMICUS, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14348023
  • Веретенникова, Н. (2009). Институциональные Ловушки Российской Системы Высшего Образования. Вестник Томского Государственного Университета. Экономика, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13998007
  • ГЛАЗЬЕВ С.Ю. (1998). «Вашингтонский Консенсус» И Научнотехнический Прогресс В России. Экономическая Наука Современной России, (Приложение). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16941261
  • Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория : Учебник, , 2006
  • Нуреев, Р. (2010). Россия после кризиса эффект колеи. Journal of Institutional Studies (Журнал Институциональных Исследований), (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.8078924
  • Переучреждение государства: общественный договор, Аузан, А., 2006
  • ПОЛТЕРОВИЧ ВИКТОР МЕЕРОВИЧ. (2013). Институциональный эксперимент. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D2DFE7C