• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление образовательными системами

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты

Автор программы


Лебедев Олег Ермолаевич
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины должно способствовать решению проблем профессиональной подготовки действующих или потенциальных менеджеров образования, которым предстоит практическая деятельность по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Изучение учебной дисциплины происходит одновременно с дисциплинами «Теория и механизмы современного государственного управления» и «Теория организации и организационное поведение», что даёт возможность опираться на общие понятия, раскрывающие смысл управленческой деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечить уровень освоения учебной дисциплины, достаточный для реализации системного подхода к определению и анализу задач управления образовательными системами. Данный уровень выражается в умениях: - определять явления и процессы, которыми необходимо управлять (или опыт управления которыми надо проанализировать), использовать базовые понятия для описания этих явлений и процессов и определять цель управленческой деятельности (инициировать, стимулировать, корректировать, блокировать трансформационные процессы и явления); - при анализе управленческой задачи выделять объекты управления (преемственность этапов образовательного процесса, взаимосвязи образовательных процессов, взаимодействие участников образовательного процесса); - определять предмет управления (целеполагание, целереализация, анализ результатов образовательной деятельности); - формулировать управленческую гипотезу, исходя из структуры образовательной системы (реализация потенциала системы – отношение – связи – элементы – ресурсы).
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеет ключевыми понятиями (образование, образовательная система, управление образовательными системами), использует их при анализе конкретных ситуаций.
  • Ориентируется в признаках доступности образования и факторах, определяющих доступность образования.
  • Определяет критерии оценки и признаки качества образования
  • Ориентируется в видах и содержании трансформационных процессов, а также в видах задач по управлению этими процессами.
  • Ориентируется в способах регламентации образовательной деятельности и способах стимулирования педагогических инноваций.
  • Выявляет актуальные проблемы управления образовательными системами на основе анализа конкретных ситуаций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образовательная система как объект управления
    Подготовительная работа. Пользуясь пособием «Управление образовательными системами: теория и практика» (разделы 1,2,3), студенты должны подготовиться к обсуждению следующих вопросов: - Каковы различия в понимании сущности образования и как эти различия могут влиять на анализ проблем управления образовательными системами? - Какие виды процессов происходят в сфере образования и какое значение анализ этих процессов имеет для выявления проблем управления образовательными системами? Содержание раздела. Определение теоретической базы исследования проблем управления образовательными системами. Понятия – образование, образованность, уровни образованности; образовательная система, функционирование и развитие образовательных систем; потенциал образовательной системы; управление образовательными системами; основные вопросы исследования проблем управления современной системой общего образования.
  • Цели управления: доступность образования
    Подготовительная работа. Изучить разделы 1 и 2 пособия «Управление образовательными системами: исследовательский проект» и подготовиться к обсуждению вопросов о том, какие факторы обеспечивают формирование системы всеобщего образования, чем объяснить создание системы обязательного образования и каковы признаки доступности образования. Содержание раздела. Достижения советской системы образования как объект анализа. Факторы обеспечения доступности общего образования. Обязательность образования как системоформирующий фактор. Трансформация проекта формирования единой трудовой школы. Ориентация на использование методов принуждения. Категория долга как ценностная основа советской системы обязательного образования.
  • Цели управлении: качество образования
    Подготовительная работа. Задание для всех: изучить разделы 3 и 4 пособия «Управление образовательными системами: исследовательский проект» и подготовиться к обсуждению вопроса о потенциале системы обязательного образования. Содержание раздела. Качество образования как критерий оценки потенциала системы образования. Влияние системы образования на образ жизни как показатель качества образования. Ожидаемые и реальные эффекты школьного образования (советский опыт). Проблемы связи между влиянием школьного образования на образ жизни выпускников школы и изменениями в образе жизни школьников. Противоречие между нормативными требованиями к качеству образования и реальным качеством образования. Факторы, определяющие ограниченные возможности системы обязательного образования в решении проблемы качества образования. Проблема готовности участников образовательного процесса к изменениям в системе образования.
  • Трансформационные процессы в системе образования: задачи управления
    Подготовительная работа. Изучить разделы 5 и 6 пособия «Управление образовательными системами: исследовательский проект» и подготовиться к обсуждению вопроса о том, какие изменения в системе образования произошли/не произошли в постсоветский период и какова связь этих изменений с трансформационными процессами в системе образования; предложить свои версии ответов на вопрос о том, какими трансформационными процессами и в какой мере можно управлять и какие управленческие задачи в этой связи надо решать. Содержание раздела. Формирование системы образования как трансформационный процесс. Эволюция ценности и целей образования. Варианты ориентаций образовательных систем: кого учить? Для чего учить? Чему учить? Как учить? Кому учить? Управляемые и неуправляемые процессы в системе образования. Изменения в постсоветской системе школьного образования. Основные тенденции развития образования: противоречие между концепциями «долга» и «права». Возрастание роли субъективного фактора в развитии системы образования. Ситуация выбора управленческих задач (инициирование, блокирование, стимулирование, корректировка трансформационных процессов).
  • Способы управления образовательными системами: регламентация и инновации
    Подготовительная работа изучение разделов 4-8 пособия «Управления образовательными системами: теория и практика» и разделов 7 и 8 пособия «Управление образовательными системами: исследовательский проект». надо сформулировать вопросы преподавателю по содержанию разделов относительно способов решения задач управления трансформационными процессами. Содержание раздела. Компетентностный подход к проектированию образовательного процесса. проблемы управления педагогическим целеполаганием. Иерархия педагогических целей. Декомпозиция общих целей образования как процесс. Задачи управления процессом педагогического целеполагания. Функции и роль образовательных стандартов. Образовательная программа как инструмент управления качеством образования. «Сдвиг мотива не цель» в практике разработки образовательных программ. Функции и роль программы развития образовательного учреждения. Кадровое обеспечение программы развития образовательного учреждения. Современные перспективы перехода к альтернативной системе образования. Смена образовательных стандартов как точка бифуркации. Степень свободы выбора на разных уровнях системы образования. «Новая грамотность» как целевой ориентир развития системы общего образования.
  • Проблемы управления образовательными системами: готовность к инновациям
    Подготовительная работа: сформулировать исследовательские вопросы для выявления проблем управления образовательными системами на основе оценки готовности участников Педагогического конгресса к достижению «новой грамотности». Содержание раздела: участие в работе Педагогического конгресса, анализ сообщений и отношение к экспертным суждениям, составление аналитического отчёта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. Участие в ОМГ
  • неблокирующий Created with Sketch. Тезисы по теме
  • неблокирующий Created with Sketch. Анализ кейсов
  • неблокирующий Created with Sketch. Составление кейса
  • неблокирующий Created with Sketch. Аналитический отчёт по результатам конгресса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Анализ кейсов + 0.1 * Аналитический отчёт по результатам конгресса + 0.2 * Контрольная работа + 0.05 * Составление кейса + 0.3 * Тезисы по теме + 0.3 * Участие в ОМГ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лебедев, О. Е. (2017). The End of Compulsory Education? ; Конец системы обязательного образования? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.877B15AD
  • Управление образовательными системами: исследовательский проект : учебно метод. пособие, Лебедев, О.Е., 2016
  • Управление образовательными системами: теория и практика. : учебно метод. пособие, Лебедев, О.Е., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ЛЕБЕДЕВ ОЛЕГ ЕРМОЛАЕВИЧ. (2017). Конец Системы Обязательного Образования? Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16988609
  • Менеджмент. MBA. : Учебник, Дафт Р., 2014