• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Программа НИС сформирована с учетом перечня видов профессиональной деятельности магистров , согласно ООС НИУ ВШЭ и спецификой программы «Управление образованием», и ориентирована на подготовку к следующим видам деятельности : - научно-исследовательская (НИД); - преподавательская (НИД_Пед) - проектная (ПД); - информационно-аналитическая (ИАД); -производственно-технологическая (ПТД); - консультационная (КД); - организационно-управленческая (ОУД); Программа научно-исследовательского семинара «Современные исследования в образовании» реализуется в течение двух лет обучения (первый и второй курсы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие компетенций аналитической обработки информации для обоснования постановки проблем, формулировки задач и выбора методов исследований разного типа (академического, прикладного, проектного), включая комплексные и междисциплинарные исследования
  • Развитие компетенций организации коллективной поисково-аналитической работы с информацией
  • Развитие навыков оценки, выбора и планирования применения методов сбора и анализа данных для разного типа исследований (академического, прикладного, проектного)
  • Формирование навыков анализа и оценки разрабатываемых и принятых нормативных, методических, правовых и иных материалов в сфере профессиональной деятельности
  • Развитие навыков анализа, обоснования, валидации и оптимизации проектных решений с целью обеспечения их качества
  • Формирование навыков экспертной и консультационной деятельности в контексте курсовых исследований и магистерских диссертаций.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • демонстрирует навыки творческого подхода к решению управленческих задач в т.ч. при формировании презентаций в контексте исследования;
  • использует при написании текстов адекватные методы подбора информации;
  • интерпретирует реальные управленческие практики и демонстрирует умение планировать и проводить диагностические исследования с использованием техник ситуационного анализа и сортировки предложенных суждений;
  • интерпретирует ситуации профессиональной деятельности с точки зрения определенных научных подходов и теоретических концепций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 1. Базовые технологические принципы научного исследования.
    Теоретические и прикладные исследования. Основные этапы научного исследования. Научный контекст и концептуальное моделирование. Основные технологические принципы формирования концептуальной модели исследования.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 2. Теоретические основы исследовательской работы. Выбор темы и базы исследования.
    Выбор темы и базы исследования. Основные технологические принципы формирования концептуальной модели исследования.. Понятийно-терминологический аппарат исследования. Научный аппарат исследования. Виды экспертной оценки исследования.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 3. Организация исследования.
    Подготовка экспериментальной базы. Принципы осуществления исследовательской работы. Этико-правовые аспекты НИР.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 4. Представление результатов исследования
    Требования, структура, содержание, правила оформления и написания работы. Формы представления НИР. Особенности подготовки научной статьи. Принципы подготовки эффективного научного доклада Презентации научного исследования. План исследования и полученные результаты. Методические уроки (выводы). Базовые основания жанров: статья, отчет, аналитическая записка, синопсис, план диссертации, реферат диссертации.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 5. Регламенты.
    Методический семинар по регламентам научных текстов: статья, синопсис, курсовое исследование, реферат диссертации, диссертация; научно-исследовательская практика
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 6. Мониторинг образовательного пространства
    Методы исследования образовательного пространства. Исследование образовательного пространства с помощью дистанционных технологий.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 7. Специфика исследования разных субъектов
    Особенности изучения людей разных возрастных, социальных и национальных групп. Специфика изучения педагогического коллектива. Методы и методики. Социометрия. Опросы. Интервью.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 8. Оценка образовательных достижений как показатель качества образования
    Качество образования в современной теории управления качеством. Образование – правовой, экономический и социальный аспекты. Качество – историческая трансформация понятия в России и мире. Качество образования для различных потребителей его оценки. Современное понятие о результатах образования. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и результаты образования. Компетентностный подход к образованию в России и мире. Г.П. Щедровицкий о сущности учебного процесса. Качество системы, процесса и результата в образовании при компетентностном подходе. Стандарт качества и образовательный процесс. Особенности получения и оценки результатов в образовании при компетентностном подходе.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 9. Система оценки образовательных достижений: формы и методы.
    Система оценки результатов образования при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Качественная и количественная оценка. «Объективность» оценки. Внешняя и внутренняя оценка. Процедура оценки компонентов результатов образования: критерии, показатели, диагностические методики, интерпретация и использование результатов оценки. Оценивание образовательных достижений в России. Современные принципы обновления системы оценки учебных достижений школьников. 5-и и многобалльная оценка. Экспертная оценка. Понятие о педагогической диагностике. Мировой опыт оценки учебных достижений. О возможности использования мирового опыта в российском образовании Тестирование как форма оценивания результатов образования. Алгоритмы оценки результатов тестирования. Карта образовательных результатов (технологическая). Оценка портфолио личных достижений. Аутентичная оценка. Самооценка.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 10. Технологии оценки образовательных достижений и представление оценки образовательных достижений для различных субъектов образовательного процесса
    «Технологизация» образовательной деятельности. Технология оценки как описание инструментов оценки и правил их применения. Факторы, определяющие выбор технологии оценки. Требования к системе оценки образовательных достижений. Проблема технического обеспечения технологии оценки. Проблема методического обеспечения технологии оценки. Проблема экономического обеспечения технологии оценки. Обзор широко используемых отечественных технологий оценки. ГИА и ЕГЭ: достоинства и недостатки. Система «Параграф» и «Знак». Технологии международных мониторингов уровня достижений учащихся. Технология независимой оценки учебных достижений в Санкт-Петербурге. Субъекты образовательного процесса. Роль субъектов в управлении образовательным процессом. Потребность субъектов в информации для управления образовательным процессом. Способы представления информации об оценке образовательных достижений. Методы представления количественной и качественной информации. Монографические описания, таблицы, графики, диаграммы. Правовые и этические аспекты представления информации об оценке учебных достижений субъектам образовательного процесса.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 11. Оценка образовательных достижений для управления образовательной системой
    Проблема управления гуманитарными системами. Принципы Деминга. Информационное обеспечение управления в образовании. Условия и результаты общего образования. Комплексное использование показателей качества образования в управлении образовательной системой. Проблема минимизации количества оценочных процедур и обеспечения наиболее полной (достаточной) информации для каждого субъекта образовательного процесса.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 12. Планирование анализа БД методами прикладной статистики и первичная обработка данных
    Графический анализ данных. Типы переменных. Нормальное распределение. Основные показатели выборочного распределения данных и способы их интерпретации. Интерпретация данных как форма научной работы.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 13. Информационные технологии формирования тематических баз данных для исследуемой проблемы
    Анализ правового поля. Тематические базы данных (БД). Форма: свободная таблица – база данных, индексы и отношения между таблицами; прикладная программа – проект. Использование инструментов программной среды Excel (формирование таблиц). Технологии анализа информации тематических БД методами прикладной статистики (анализа данных). Основные этапы статистического анализа. Виды таблиц данных для первичной обработки и для анализа с помощью продвинутых методов – аналитических технологий. Получение таблиц данных различного вида из тематических БД. Используемые инструменты: Exсel (и/или SPSS).
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 14. Особенности обработки номинальных данных.
    Использование аппарата статистических гипотез. Понятие номинальных данных. Технологии анализа обработки номинальных данных. Основные этапы статистического анализа. Виды таблиц данных для первичной обработки и для анализа с помощью продвинутых методов – аналитических технологий. Возможности аппарата статистических гипотез для формирования гипотез исследования в социальной сфере. Корреляционный анализ номинальных данных (таблицы сопряжённости, критерий хи-квадрат).
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 15. Вторичный анализ статистических данных на примере прикладных исследований.
    Корреляционный анализ количественных и порядковых данных. Статистический анализ данных с обязательной интерпретаций на основании изученного материала (данные персонального исследования или учебные – предоставленные преподавателем из сферы образования). Коэффициент корреляции Спирмена, ранговые коэффициенты корреляции.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 16. Коллоквиум (проектировочный семинар)
    Рассмотрение организационно-технологических решений магистрантов при подготовке курсовых работ, защита выбранной темы исследования.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 17. Коллоквиум (аналитический семинар)
    Защита аналитических отчетов - обзоров исследовательских практик в выбранных областях исследования, литературных и Интернет-источников, нормативно правовых актов в контексте исследования
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 18. Коллоквиум
    Обсуждение с оппонированием синопсиса курсовой работы и первой редакции подробного плана курсовой работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Коллоквиум №1
  • блокирующий Created with Sketch. Коллоквиум №2
  • неблокирующий Created with Sketch. Коллоквиум №3
  • неблокирующий Created with Sketch. Аудиторная работа
    Накопленная оценка за первый год обучения формируется путем сложения произведений баллов, полученных по каждому текущему контролю (коллоквиуму), на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля (коэф. 0,2; 0,3; 0,3; 0,2).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Коллоквиум №1 + 0.3 * Коллоквиум №2 + 0.3 * Коллоквиум №3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мокий, М. (2014). Методология Научных Исследований (Учебник Для Вузов). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15445573
  • Муршед, М. M., Чийоке, Ч., & Барбер, М. (2013). How the worlds most improved school systems keep getting better ; Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться (пер. с англ. Н. Микшиной, Е. Шадриной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.31BF5657

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Borg, I., & Groenen, P. J. F. (2005). Modern Multidimensional Scaling : Theory and Applications (Vol. 2nd ed). New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=197369
  • Bronstein, A. M., Bronstein, M. M., & Kimmel, R. (2006). Generalized multidimensional scaling: A framework for isometry-invariant partial surface matching. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C41764F0
  • Вахштайн, В., Константиновский, Д., & Куракин, Д. (2008). Социологические Исследования В Образовании:От Метафоры К Интерпретации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0CEAB7C
  • Галеев, Ю. В., Гильмутдинов, А. Х., & Алишев, Т. Б. (2013). Regional General Education System as Seen by Its Players ; Региональная система общего образования в представлениях ее участников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3A9D463
  • Галеев, Ю., Гильмутдинов, А., & Алишев, Т. (2012). Региональная Система Общего Образования В Представлениях Ее Участников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.781120EF
  • Груничева, И., Пинская, М., & Косарецкий, С. (2012). Поддержка Школ, Показывающих Низкие Образовательные Результаты, Как Часть Национальной Образовательной Политики. Обзор Мирового Опыта. Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688435
  • Джи, Д. П. (2013). Human action and social groups as the natural home of assessment: Thoughts on 21st century learning and assessment ; Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI в. (пер. с англ. Н. Микшиной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0C221F1
  • ОРЛОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ. (2016). Прикладная Статистика - Состояние И Перспективы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14F96E5D
  • Питер, М. (2006). Жизнь В Школах: Введение В Критическую Педагогику (Фрагменты Из Книги. Пер. С Англ. О. Фадиной). Вопросы Образования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688018
  • Радаев, В. (2001). Новый Институциональный Подход: Построение Исследовательской Схемы. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692467
  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2
  • Рощина, Я. М. (2013). Family Capital as a Factor of Educational Opportunities for Russian High School Students ; Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6988677
  • Тюменева, Ю., & Хавенсон, Т. (2012). Характеристики Учителей И Достижения Школьников. Применение Метода First Difference К Данным Timss-2007. Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688438
  • Фуллан, М. (2011). Выбор Ложных Движущих Сил Для Реформы Целостной Системы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7DB2A6F