• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная деятельность в образовании

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Автор программы


Юшков Алексей Николаевич
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина является курсом по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Управление образовательными системами», «Разработка и принятие управленческих решений». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении таких дисциплин программы, как «Институциональные основы образовательной политики», «Управление инновациями и социальными изменениями»; научно-исследовательском семинаре «Современные исследования в образовании».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоение методологических основ проектной деятельности
  • деятельностное освоение базовых норм организации проектных разработок
  • приобретение опыта и навыков экспертной оценки образовательных проектов различного масштаба – федерального, регионального, муниципального
  • уяснение обучающимися сходства и различия между исследовательской и проектной деятельностью как условием эффективного нормирования деятельности, в том числе в рамках магистерских работ
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • демонстрирует знакомство со структурно-функциональной моделью проектной деятельности, дает содержательную характеристику элементов модели
  • содержательно характеризует норму функционирования организации и норму развития
  • демонстрирует знания понятийного аппарата теории и практики проектной деятельности
  • проводит количественный и качественный анализ информации в области управления образованием, выявляет проблемы и оценивает предложения по их решению
  • анализирует, систематизирует и представляет результаты реализации проекта
  • формирует экспертную оценку реальных управленческих ситуаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Социокультурные задачи, нормы исследовательской и проектной деятельности
    Тема 1.Социокультурные характеристики исследовательской и проектной деятельности: сходство и различие Культурное предназначение, эволюция исследовательской и проектной деятельности. Научные парадигмы исследовательской деятельности; социокультурные и социально-экономические контексты проектирования. Тема 2.Нормы исследовательской и проектной деятельности. Деятельностные характеристики исследований и проектов: цели, задачи, материал, способы, средства, результаты, процедуры оценки достигнутых результатов. Тема 3.Особенности и структура проекта и программы Сравнительный организационно-управленческий анализ программ и проектов, социально-экономические и социокультурные контексты программ и проектов, сильные стороны и ограничения ведомственных целевых программ. Особенности аналитической деятельности.
  • Раздел 2. Проектное мышление: проблематика содержания и актуальность темы в рамках проектной деятельности
    Тема 4. Проблематика содержания и актуальность проектного замысла Социально-экономическая и социокультурная ситуация развития как основание гуманитарного проекта. Проект как деятельность по преодолению дефицита способов и средств. Тема 5. Программы и проекты различного уровня – федеральные, региональные, муниципальные проекты и программы развития (анализ кейсов) Социально-экономическая и социокультурная проблематика, лежащая в основе проектов и программ развития. Способы и средства решения выявленной проблематики. Достигнутые результаты. Тема 6. Проектное содержание магистерских диссертаций Реконструкция и анализ различных типов проблематик, лежащих в основе магистерских проектов; оценке их актуальности и адекватности «внешним» требованиям. Образовательный продукт семинара – методические предложения по формированию проблематики исследования или проекта.
  • Раздел 3. Технология проектирования
    Тема 7. Жизненный цикл проекта Нормы социально-гуманитарного и антропологического проектирование. Схема «шага развития» и жизненный цикл проекта: инициация проекта, аналитика, планирование, реализация, завершение. Тема 8. Содержательные аспекты гуманитарной проектной деятельности Контексты и аспекты гуманитарных проектов: педагогический, психологический, методический, социокультурный, социально-экономический аспекты; управленческая составляющая проекта. Тема 9. Управленческий проекты (магистерские диссертации как управленческие проекты; анализ кейсов) Анализ реализуемых участниками семинара собственных проектов с точки зрения существующих норм проектов управленческого характера; описание используемых способов и средств и оценке их соответствия заданным целям; анализ результатов социальных и экономических изменений.
  • Раздел 4. Проектная работа как изменение сложившихся норм профессиональной деятельности
    Тема 10. Технологии работы с коллективом в рамках проектной деятельности Структура деятельности и структура профессионального сознания как факторы изменений; технологии проблематизации текущей деятельности, технологии организации работы коллектива в проектном залоге, экспертиза проектных замыслов и результатов проектной работы. Тема 11.Организация работы с коллективом в рамках проектной деятельности (анализ схем работы в рамках магистерских диссертаций) Семинар посвящен анализу используемых способов и средств управленческой деятельности, направленных на инициацию проектного мышления и проектных инициатив в коллективе организации. Образовательный продукт семинара – методологические, методические и технологические рекомендации по разработке и оформлению проекта.
  • Раздел 5. Экспертиза программ развития и проектов в системе образования на уровне образовательных организаций
    Тема 12.Программы и проекты в системе общего и дополнительного, образования: тенденции и современные вызовы Оценка текущего состояния с точки зрения задач развития; ограничения, возникающие в ходе проектирования и реализации проектов. Анализ программ и проектов, реализующихся в рамках Национального проекта «Образование». Тема 13.Анализ программ и проектов уровня образовательных организаций Анализ проведенных и реализуемых программ и проектов в различных образовательных организациях с точки зрения норм проектной деятельности; реконструкции исходной проблемной ситуации, описанию результатов социальных изменений; сравнительному анализу анализируемых проектов и собственных проектных замыслов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. самостоятельная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. домашнее задание
  • неблокирующий Created with Sketch. контрольная работа
    В процессе выполнения теста не допускается использование каких-либо дополнительных материалов
  • неблокирующий Created with Sketch. экзамен
    Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.2 * самостоятельная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беляков, Е., Воскресенская, Н., & Иоффе, А. (2011). Проектная Деятельность В Образовании. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D351F66A
  • Беляков, Е., Воскресенская, Н., & Иоффе, А. (2011). Проектная Деятельность В Образовании. Проблемы Современного Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14499402

Рекомендуемая дополнительная литература

  • S. Ivanova V., L. Pastukhova S., С. Иванова B., & Л. Пастухова С. (2018). The Possibilities of Using the Project Method in Education and Work with Young People at the Present Time ; Возможности Использования Проектного Метода В Образовании И Работе С Молодежью На Современном Этапе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EFCA1FE4
  • Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе ; THE POSSIBILITIES OF USING THE PROJECT METHOD IN EDUCATION AND WORK WITH YOUNG PEOPLE AT THE PRESENT TIME. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3BDA3F40
  • Иванова, Л., & Федорова, М. (2014). Самостоятельная Работа Как Основа Проектной Деятельности В Процессе Обучения. Интернет-Журнал Науковедение, (6 (25)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15761974
  • Кожекина, Е. (2013). Проектная Деятельность Как Основа Интеллектуальной Собственности. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14966785
  • Копылова, Н. Л. (2017). Проектная деятельность как инновация в профессионально-образовательном пространстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.774B3F9C
  • Косолапенкова, О. (2013). Проектная деятельность как метод формирования проблемной компетенции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.30DFCA69
  • Косолапенкова, О. (2013). Проектная деятельность как метод формирования проблемной компетенции. Психология и Педагогика: Методика и Проблемы Практического Применения, (33–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15257468
  • КУЗНЕЦОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ. (2013). Проектная Деятельность Младших Школьников Как Один Из Инструментов Инновационной Политики В Образовании. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.54FA1F7F
  • Кузьминов, Я. И. (2011). Образование в России. Что мы можем сделать? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.48D36BF7
  • Леонова, М. В. (2016). Проектная деятельность учащихся как средство формирования индивидуальной траектории в получении качественного образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C6E31728
  • Лопатухина Татьяна Александровна, & Осипова Анна Владимировна. (2015). Международные Проекты И Авторская Проектная Деятельность В Образовании. CETERIS PARIBUS, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15910846
  • Лопатухина Татьяна Александровна, & Осипова Анна Владимировна. (2015). Международные Проекты И Авторская Проектная Деятельность В Образовании. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EEDB1232
  • ТИМОФЕЕВА Р.Е. (2013). Использование Проектного Подхода В Образовании Взрослых. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C5F1A076