• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускница программы разработала чат-бот для родственников пациентов с деменцией

В рамках магистерской диссертации Олеся Мугинова, выпускница программы «UX-аналитика и проектирование информационных систем», разработала прототип чат-бота для помощи семьям пациентов с деменцией. Дипломная работа Олеси была признана комиссией одной из лучших ВКР этого года. В интервью выпускница рассказала, почему решила заняться такой серьезной проблемой, как собирала контент для чат-бота и показала, что у нее в итоге получилось.

Выпускница программы разработала чат-бот для родственников пациентов с деменцией

Фото из архива Олеси Мугиновой

– Олеся, расскажите про тему своей дипломной работы. Откуда появилась идея? Почему вы взялись за эту проблему? 

– С самого начала, когда я выбирала тему магистерской диссертации, для меня было важно, чтобы конечное исследование могло принести реальную пользу, поэтому сфера медицины показалась мне достаточно подходящей. 

Если говорить подробнее, я рассматривала два направления: дальтонизм и деменцию. Прочитав несколько статей, поняла, что проблема дальтонизма уже достаточно раскрыта, и существуют хорошие решения, облегчающую жизнь людей. А вот с деменцией дела обстоят гораздо хуже. Более того, на разработку приложения для деменции был внешний запрос от Благотворительного Центра «Забота — Хэсэд Авраам», поэтому я решила работать в этом направлении. 

 – Почему вы решили решать задачу именно в формате чат-бота?

– Идея с чат-ботом возникла после того, как я ознакомилась с существующими сервисами для семей пациентов с деменцией и другими заболеваниями.  Я проанализировала проблемы, которые мне будет по силам решить, оценила ограниченную целевую аудиторию – при разработке сервиса необходим этап тестирования, который затруднительно проводить с пациентами с деменцией – и решила разрабатывать чат-бот для помощи таким семьям. 
   
Основная цель моего продукта – это облегчение получения информации по вопросам деменции родственниками и опекунами больных. На мой взгляд, чат-бот – одна из самых удачных форм представления информации из-за ряда преимуществ: возможности обсуждения деликатных вопросов без боязни осуждения, доступности, интерактивности, инклюзивности и масштабируемости. Кроме того, здравоохранение – одна из областей, которая показывает перспективные результаты в применении чат-ботов для различных задач, в особенности в задачах информирования населения. 

– Расскажите, как вы собирали контент для чат-бота, с кем консультировались?

– Изначально для определения требований к чат-боту я провела полуструктурированные интервью с психологами межрегиональной общественной организации инвалидов и пенсионеров «Еврейский Благотворительный Центр «Забота — Хэсэд Авраам» и национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева. С помощью интервью были выявлены проблемы и сложности ухаживающих за людьми с деменцией.

Также я создала базу знаний, которая является наполнением чат-бота. Данные для базы знаний брала из медицинских источников, руководств, методологических пособий и открытых источников (сайты, форумы, приложения), описывающих проблемы деменции. После того, как база знаний была полностью собрана, она была проверена экспертной группой в области здравоохранения: психологами центра «Забота — Хэсэд Авраам» и НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева.

– Что у вас в итоге получилось? Расскажите, пожалуйста, про основные возможности бота.

– Итогом работы стал чат-бот, который способствует облегчению поиска информации родственниками и опекунами пациентов с деменцией.Пользователи чат-бота могут: 

1. Получить ответ на свой вопрос, например: «Навсегда ли это?»

2. Получить информацию по какой-то проблеме. Например, как общаться с человеком с деменцией в сложных случаях.

3. Понять, как действовать при психологическом кризисе. Чат-бот содержит категорию, которая посвящена психологической поддержке ухаживающему близкому.

4. Получить информацию и помощь без стеснения и чувства вины. Благодаря анонимности пользователь может узнать ответ на вопрос, который стесняется задать другому человеку. Например, на скриншоте представлен ответ на вопрос «Неуместные сексуальные проявления».

5. Быстро получить достоверную информацию. Благодаря простой логике использования и доступности пользователь может легко получать проверенную информацию. На скриншоте ниже рассказано, что нужно сделать, чтобы получить соц. помощь. 

– Будет ли ваш прототип доработан до реального продукта? Вы собираетесь выпускать его "в жизнь"? 

– Да, мне бы хотелось, чтобы чат-бот был полезным инструментом в жизни людей. Материалы по разработке чат-бота используются в заявке на грант Владимира Потанина. В настоящее время я планирую доработать и внедрить чат-бот в рамках работы по данному гранту. 

– Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь после выпуска?  

– Сейчас я планирую продолжать сотрудничество с межрегиональной общественной организацией инвалидов и пенсионеров «Еврейский Благотворительный Центр «Забота — Хэсэд Авраам», ведь мы уже проделали большую работу и хотим довести дело до конца. Также сейчас я изучаю условия поступления в разные университеты, в дальнейших планах – получить степень PhD. 

Гордин Валерий Эрнстович

Валерий Эрнстович Гордин, профессор департамента государственного администрирования, председатель Совета Благотворительного центра «Хэсэд Авраам»

Работа Олеси Мугиновой выполнялась по запросу нашего центра, который является одним из ведущих негосударственных учреждений в области социальной защиты в России, внедряющим передовые технологии для помощи семьям с пожилыми людьми, больными деменцией. Поэтому можно с уверенностью сказать, что разработанный Олесей прототип чат-бота будет после соответствующей доработки внедрен в практику работы нашей и других организаций, помогающих таким семьям. 

Важно отметить, что Олеся не только собрала и систематизировала большой объем информации, но и создала базу для других форматов онлайн-ресурсов, необходимых для семей с людьми, больными деменцией. Например, сейчас стоит вопрос о создании соответствующих мобильных приложений, которые смогут использовать большой объем информации в различных жизненных ситуациях. 

Также очень важно, что материалы этой ВКР использовались в заявке, которую «Хэсэд Авраам» подал на грант Фонда Владимира Потанина. В подготовке этой заявки Олеся принимала участие вместе с руководителем ВКР Аленой Владимировной Суворовой, которая внесла большой вклад в разработку этой прекрасной выпускной работы.