• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Программа хорошо расширяет кругозор и позволяет посмотреть на разные аспекты IT-области»

Выпускники 2021 года программы «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» делятся своими впечатлениями об обучении, рассказывают о самых интересных предметах, а также дают советы абитуриентам.

«Программа хорошо расширяет кругозор и позволяет посмотреть на разные аспекты IT-области»

©Pixabay

Алексей Болтава


До поступления в Питерскую Вышку я учился на Факультете информационных технологий Новосибирского государственного университета. В магистратуре я хотел совместить технические знания бакалавриата с продуктовыми – выявлением потребностей пользователя, изучением и применением паттернов поведения, мышления и т. д.  В сравнении с похожими программами в других университетах, «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» показалась ближе всего к моим желаниям и целям.

Мне всегда было интересно, как человек думает, принимает решения и делает выбор, поэтому особо запомнились курсы по когнитивной психологии. Кроме этого, показался очень полезным курс по человеко-ориентированному дизайну, где основная цель – научиться выявлять потребности пользователя и проектировать их решение, а не исходить от крутой технологии, которую «надо бы куда-нибудь применить». Уже несколько лет я работаю разработчиком и хочу попробовать самостоятельно сделать продукт согласно всем принципам, которые мы изучали на программе. 

Абитуриентам советую приготовить побольше времени для домашек, заранее немного познакомиться с материалом, где заведомо не хватает знаний, и не бояться задавать много вопросов преподавателям и однокурсникам.

Мария Зубарь

После окончания бакалавриата по социологии в московской Вышке, я не планировала поступать в магистратуру, но случайным образом увидела описание программы «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» и, мне стало интересно посмотреть, какие программы предлагает Питерская Вышка. На тот момент я слабо представляла, что такое UX, но мне показалось интересным это направление, так как я могла применить свои знания, полученные в бакалавриате, на практике в интересной мне области – IT, в которой я работала  на тот момент чуть больше полугода. 

Магистерская программа «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» действительно очень интересная, и я не видела похожих, например, в московских вузах. Подробно изучив программу, направление UX, поговорив со знакомыми и обсудив с семьей, я решила попробовать подать документы. И поступила! 

На мой взгляд, эта программа хорошо расширяет кругозор и позволяет посмотреть на разные аспекты IT-области. Мне, как человеку с преимущественно гуманитарным бэкграундом, было интересно изучать  основы программирования, анализ данных, машинное обучение, архитектуры информационных систем. Но были среди одногруппников и ребята с техническим образованием, и для них тоже было много нового: психология, пользовательские исследования, менеджмент. Из предметов мне больше всего понравился UCD (человеко-ориентированный дизайн), пожалуй, он лучше всего помог разобраться в том, чем я хочу заниматься в профессиональном плане. Конечно, преподаватели оказали большое влияние на  формирование хороших впечатлений о программе: всегда ощущалась их поддержка, желание помочь и объяснить, готовность идти навстречу. Особенно это было видно в условиях обрушившейся на нас пандемии и дистанционного обучения. Также нельзя не отметить то, что занятия проходили вечером, что позволяло успешно совмещать полноценную работу с учебой. 

Уже в начале второго курса я устроилась работать UX-аналитиком. Сейчас планирую профессионально развиваться в этом направлении, параллельно прокачиваясь в дизайне, и в ближайший год переквалифицироваться в UX/UI дизайнера. Также раздумываю насчет PhD в зарубежном вузе в области HCI, но после перерыва в год-два.

Магистратура – отличный шанс сузить свой фокус после достаточно широкого набора дисциплин в бакалавриате. Советую внимательно посмотреть программу, по возможности познакомиться с ее студентами и выпускниками, чтобы обсудить интересующие моменты. Ну и не бояться, все будет хорошо!

Глеб Граф

Еще учась в бакалавриате, я заметил, что преподаватели и студенты имели совершенно разное представление о том, что делает программу как «продукт» успешной. Изучив отличия в запросах к программам по разным предметам, я начал адаптировать свои курсовые и домашние работы под них. И это оказалось правильной стратегией: я увидел, что вопросов к моим лабораторным стало меньше, так как мои программы было немного легче использовать, они были в какой-то степени более интуитивно понятны. Я задался вопросом, как именно можно сделать программу или приложение, которое было бы простым в использовании обычному человеку. Думаю, это стремление и отразилось на моем выборе, так как увидев описание программы «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер», я без раздумий расслышал в глубине своего сознания ответ: «Да, туда мне и нужно».

К моему  приятному удивлению, программа оказалась глубже, чем я полагал. В итоге, мне удалось приобрести не только знания о том, как мы, люди, воспринимаем интерфейс (UI) и взаимодействуем с информационными системами, но и о том, для чего служат программные продукты, какова их роль в деятельности организаций по проверке бизнес-гипотез, как они помогают формировать наши привычки, от чего в принципе может зависеть их успех, а также многое другое. 

Самое интересное, что мог бы выделить относительно обучения на программе «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» – подход, которому следовали учебный офис и преподаватели. До поступления в Питерскую Вышку я обучался в пермском кампусе, поэтому практико-ориентированный подход, регулярные еженедельные летучки, задания и отчеты не стали для меня сюрпризом. Я всегда считал их плюсом – они помогают закрепить пройденное на практике, пока материал еще не забылся.

Однако именно в магистратуре мне удалось встретить применение информационных технологий на благо обучения – большую часть отчетности мы вели в Confluence – информационной системе, работающей в качестве базы знаний. Это сделало учебу более удобной в части взаимодействия с преподавателями, фиксации активностей на паре и, если вдруг мне могло понадобиться вернуться к пройденному или выполненному на паре, оно всегда лежало на своем месте, на нужной странице или в списке сданных работ. Именно эта философия и этот подход воплощали принцип работы в современных организациях в рамках культуры agile: небольшие итерации и быстрое получение корректной обратной связи. Участие и поддержка преподавателей всегда мотивировали выполнять задания в срок, хотя, признаюсь, это не всегда получалось.

Также мне понравилась широкая предметная область специальности. Программа – мультидисциплинарна, находится на стыке гуманитарных и точных наук. Занятия как по анализу данных, так и по психологии, предоставляли взгляд с различных точек зрения на одну и ту же задачу. Несомненно, широта спектра неизбежно влечет за собой потребность в сокращении глубины изучаемого материала. Порой действительно хотелось погрузиться в практическую психологию глубже, написать еще пару работ, но курс уже заканчивался. Так или иначе, программа «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» хорошо работает в качестве проводника и наставника. Она показывает, с какими дисциплинами и областями знаний следует считаться в профессиях, связанных с IT, и делает это так, что магистрант сам способен понять, куда ему двигаться дальше. 

В заключение, абитуриентам, выбирающим программу, советую всегда помнить о том, что мир полон энтропии, которая служит источником для рисков – больших и маленьких, а также для стресса и тревожности. Именно поэтому важно внимательно прислушаться к себе и уверенно делать выбор, после чего относиться к нему с лояльностью и уважением, так как именно от этого будет зависеть желание продолжать обучение и строить карьеру в будущем. Хотя уверен, что если абитуриенты выберут ВШЭ, они точно не ошибутся.