Q&A: о поступлении на программу «UX-аналитика и проектирование информационных систем» в вопросах и ответах
Основная траектория поступления на магистерскую программу «UX-аналитика и проектирование информационных систем» – конкурс портфолио. Собрали в материале ответы академического руководителя программы Алёны Владимировны Суворовой на самые частые вопросы о конкурсе.
Процедура
Если у вас нет льгот дипломантов олимпиад, то для поступления на программу «UX-аналитика и проектирование информационных систем» нужно участвовать в конкурсном отборе по портфолио.
Состав, структура и методика оценивания конкурсных документов представлена на этой странице.
Подробную схему поступления и все важные даты можно найти на сайте Приемной комиссии в разделе Схема поступления
Не совсем. Заявление на поступление вы можете подать всеми указанными способами. А вот материалы портфолио необходимо загрузить только в электронном виде через личный кабинет абитуриента независимо от способа подачи заявления
Нет. Все материалы портфолио нужно предоставить до 25 июля включительно. В период вступительных испытаний с 26.07 портфолио оценивает комиссия без участия абитуриента, досдать документы в эти дни нельзя.
Нет, все элементы портфолио оценивает комиссия без участия абитуриента. Все, что вы хотите показать в проекте, должно быть понятно из текста работы без дополнительных пояснений.
Единых жестких требований нет, только здравый смысл:
- Все документы лучше загружать в формате pdf – он точно у всех откроется, форматирование при этом останется фиксированным, что не гарантировано, например, для формата docx при открытии его в другой версии. Другими словами, все в вашем оформлении будет выглядеть так, как вы планировали
- Все сканированные документы должны быть читаемыми, не размытыми и не обрезанными
- Длинные тексты (проект и мотивационное письмо) должны быть читаемыми – разделенными на абзацы и разделы (для проекта). Используйте стандартные шрифты (а не рукописные или декоративные), которые удобно читать. Если вы вставляете рисунки или схемы, проверьте, что они достаточного качества и размера, позволяющего прочитать их содержание
И нет, и да. Для каждого пункта портфолио лучше иметь отдельный документ, т.е. не стоит объединять проект с мотивационным письмом, например, или публикации с онлайн-курсами. Но можно – и так даже удобнее – объединить в один документ все в рамках одного пункта, например, онлайн-курсы, школы, стажировки, т.е. все из пункта 7. Подтверждение профессиональной квалификации
Сумма баллов будет опубликована на сайте приемной комиссии. Баллы по отдельным элементам вашего портфолио вы сможете увидеть в личном кабинете
Состав портфолио
Портфолио состоит из трех частей: общая часть (максимум 5 баллов), базовая часть (максимум 45 баллов) и творческая часть (максимум 50 баллов). Более подробные рекомендации и советы по подготовке можно посмотреть в разборе прошлого года – они не изменились (см. Как подготовить портфолио для программы «UX-аналитика и проектирование информационных систем»)
Общая часть
В общую часть входят CV и мотивационное письмо.
В CV нужно в краткой форме рассказать о своем образовании, опыте, навыках, достижениях и знании иностранных языков.
В неизменном виде не рекомендуется, цели у рабочего и академического резюме все же разные. Иногда абитуриенты даже пункт про желаемую должность не убирают, что снижает впечатление о мотивации абитуриента. При этом рабочее резюме можно взять за основу, не забыв указать не только рабочий, но и учебный, и научный опыт.
Нет, можно использовать любой. Только не забывайте, что CV – это краткое схематичное описание опыта и достижений, оно не предполагает распространенного описания полными предложениями. Не выходите за пределы одной страницы или двух, если у вас много достижений, например, научных публикаций
Навыки указывать стоит, просто это должен быть достаточно компактный блок. Волонтерство, внеучебные активности указывайте в том случае, если считаете, что это важно для вашей самопрезентации. И да, подобный опыт нужно указывать компактно, он не должен составлять значительную часть вашего CV. Сделайте фокус на квалификации, научной деятельности, опыте, который соответствует направлению программы.
Главная цель мотивационного письма – объяснить причину поступления на конкретную программу и магистратуру в целом. Оно должно содержать обоснование способности обучаться на этой программе и видение абитуриентом будущей академической или профессиональной карьеры и важности в ней образования в области анализа и проектирования информационных систем.
Ограничений согласно требованиям нет, но разумное мотивационное письмо обычно объемом 1-2,5 страницы. Очень короткое письмо обычно очень шаблонное, без описания реальной мотивации учиться именно на этой программе. Слишком длинные письма чаще всего представляют собой в большей степени автобиографию, чем описание мотивации или интересов, такие письма чаще всего содержат много лишних деталей, не относящихся к направлению программы.
Базовая часть
В базовую часть входят описание проекта и образовательный балл.
Образовательный балл позволит комиссии понять, насколько ваше предыдущее образование близко к тематике программы и насколько успешным оно было.
Образовательный балл рассчитывается так: из общего перечня прослушанных за все время обучения дисциплин формируется сокращенный список из 10 курсов по компьютерным наукам, анализу данных, социологии, психологии и человеко-машинному взаимодействию. По этим курсам как среднее по пятибалльной шкале определяется образовательный балл.
Список избранных курсов по желанию составляет сам абитуриент и добавляет к портфолио. В этот список обязательно должен входить как минимум один курс по анализу данных. В случае отсутствия курса по анализу данных, сумма считается по девяти дисциплинам. Список курсов должен подтверждаться данными из вкладыша или из справки об успеваемости.
Если вы сомневаетесь, можете не делать список самостоятельно. Его составят члены комиссии на основании приложения к диплому с оценками. Также учитывайте, что во время оценивания портфолио дисциплины, которые не относятся к перечисленным выше направлениям (компьютерные науки, анализ данных, социология, психология или человеко-машинное взаимодействие), будут заменены на другие или удалены, если такой замены найти не удалось
Обязательным является только курс по анализу данных. Все остальные направления в вашем дипломе могут как присутствовать, так и нет. Иными словами, у вас может быть курс по анализу данных + 9 курсов по компьютерным наукам, без курсов по психологии.
Под анализом данных понимается довольно широкий набор дисциплин, включая статистику и методы прикладных количественных исследований. В случае полного отсутствия курса по анализу данных, сумма считается по девяти дисциплинам с последующим делением на десять.
Такие ситуации бывают, просто именно по этому критерию вы получите меньше баллов. Например, если у вас нашлось только девять дисциплин, подходящих под условие, то максимум (при всех оценках “отлично”) вы получите (9*5/10)*3 = 13,5 баллов.
Да, зачет приравнивается к 3 баллам. Конечно, лучше выбирать дисциплины, где баллы выше, но если выбор – включить дисциплину с зачетом или не включать ничего, то 3 балла лучше, чем 0.
Используются оценки “отлично” (5), “хорошо” (4), “удовлетворительно” (3), “зачтено” (3) вне зависимости от того, в каких баллах они выражены первоначально. Например, для системы оценивания Высшей школы экономики соответствие следующее: 8-10 – это 5, 6-7 – это 4, 4-5 – это 3
Нет, курсовые работы и ВКР не учитываются в расчете образовательного балла.
Описание собственного проекта «Приложение (сервис) моей мечты» – это ключевая часть портфолио. Основная цель этого пункта – выяснить ориентированность абитуриента в предметной области, его видение существующих проблем и возможных путей их решения.
Критерии оценивания проекта:
- описание проблемы, которую решает сервис/приложение, его целевую аудиторию;
- критический анализ существующих решений, обоснование необходимости нового решения и его сравнение с аналогами;
- техническое описание предлагаемого решения;
- критический анализ сильных и слабых сторон предлагаемого сервиса/приложения, анализ степени решения проблемы.
И да, и нет. Да – в том смысле, что нет требований к уникальности предлагаемой идеи или обязательном представлении ее впервые в рамках этого конкурса портфолио; вы можете использовать уже разрабатываемую вами идею. Нет – если вы планируете просто вставить текст ВКР или статьи в том виде, в каком он есть. Во-первых, вы, скорее всего, не попадете в ограничения по объему (а в таких случаях комиссия делает выводы на основании первых 12 тысяч знаков). Во-вторых, у ВКР и статей обычно есть определенная структура со своими обязательными элементами, которые отличаются от перечисленных выше критериев, по которым оценивается проект. Другими словами, в загруженном тексте будет много лишнего, но при этом не будут отражены все необходимые для проекта элементы. Подводя итог: загружать ВКР или статью в неизменном виде не стоит, а переработать идею и результаты в проект вполне допустимо.
Если только в нем – нет. Оценивается описание проекта, т.е. текст. Но дополнительно в текст вы можете включить скриншоты из подобных инструментов или ссылки на созданный там проект. Только помните, что все основные пояснения и результаты должны быть в тексте и не должны требовать обращения к внешним ресурсам.
Нет, это больше похоже на техническое задание, а не на описание проблемы пользователей, которую нужно решить. Проект должен быть ориентирован на конечных пользователей, а не решать внутренние задачи b2b (business-to-business) проектов. В указанном примере у вас не будет возможность показать логику своего обоснования для выбора того или иного решения, ведь большая часть будет основана на особенностях уже существующей системы и сформулированного задания. При этом в общем случае тема проекта может быть основана на рабочих задачах, если для нее можно определить конечных пользователей и если ее использование согласовано работодателем.
Почти правильно. Рабочий прототип действительно не требуется, но из вашего текста должно быть понятно, что вы не только придумали идею, но и подумали, как эта идея может быть воплощена в реальности. Детали этого воплощения могут быть разные, они зависят от вашего предыдущего опыта, например, это может быть схема взаимодействия отдельных элементов системы, описание сценариев работы, схемы интерфейса, описание используемых технологий и т.д. Причем ни у одного из способов нет преимущества: наличие конкретного стека технологий не оценивается выше, чем проработанные сценарии, например. И главное, не забудьте, что большая часть проекта – это анализ и обоснование принятых решений на всех этапах проекта от определения целевой аудитории до анализа сильных и слабых сторон проекта.
Нет. Все требования и критерии оценивания проектов есть в описании портфолио. Примеры не публикуются специально, чтобы не ограничивать абитуриентов, чтобы они выбирали именно то, что интересно, демонстрировали свою логику и структуру изложения. Если есть пример, то возникает соблазн выбрать ту же тему или построить работу точно так же, как в примере.
Творческая часть
Назначение творческой части – учесть широкий спектр достижений абитуриентов в их учебной, научной и профессиональной деятельности.
Баллы можно получить за:
- научные публикации
- знание иностранных языков, подтвержденное сертификатами и дипломами (список принимаемых сертификатов и баллы указаны в документе с критериями оценивания)
- повышение квалификации за пределами основной учебной программы: онлайн курсы, стажировки, зимние и летние школы, проекты, профессиональная переподготовка
- успешное участие в олимпиадах и конкурсах по тематике программы
Нет, вся творческая часть – это бонусные баллы, которые могут быть получены за счет разного типа активностей: и научно-исследовательская деятельность, и дополнительное образование, и практическая деятельность. Только не забудьте, что баллы приносит только то, что соответствует тематике программы, единственное исключение – публикации.
Да. Публикации даже не по тематике – это показатель опыта проведения исследований и написания научных текстов. Да, публикация такого же уровня, соответствующая тематике, принесет больше баллов, но это не причина не прикладывать подобные публикации.
Нет. Публикации, содержащие признаки некорректных академических практик (в том числе, содержащие некорректные заимствования), дублирующиеся публикации не засчитываются.
Нет. Для того, чтобы публикация была учтена, обязательно наличие полного текста в материалах портфолио. Баллы за публикацию зависят, в том числе, и от ее содержания, у членов комиссии должна быть возможность ознакомиться с текстом.
Если это английский язык, то нет. Для любого языка, кроме русского и английского нужен перевод аннотации. Если в статье есть аннотация на английском языке, этого достаточно.
Сертификат на знание английского языка не является обязательной частью портфолио, его может и не быть. Его наличие – это бонус, то, что позволяет получить дополнительные баллы. Обратите внимание, что в критериях оценивания портфолио в этом пункте значится не только сертификат IELTS. Вы можете указать другое подтверждение владения языком: международные сертификаты, обучение на иностранном языке, официальные курсы.
Да. Чтобы получить 8 баллов в портфолио, нужно набрать не меньше 75 баллов теста (верхняя граница B2, как и у других сертификатов)
Нет. Такой экзамен необходим для программ, где обучение ведется полностью на английском языке. Сертификат на знание английского языка не является обязательной частью портфолио. Его наличие – это бонус, показывающий предыдущую образовательную активность.
Нет. Внутренние экзамены вузов во время обучения на бакалавриате не учитываются в портфолио
Нет, такого списка нет. Сейчас очень много достойных курсов, и искусственно ограничивать абитуриентов администрация программы не хочет. Подходят любые курсы, соответствующие тематике программы: компьютерные науки (например, курсы по программированию или администрированию), анализ данных (включая статистику, машинное обучение, визуализацию), человеко-компьютерное взаимодействие, разделы социологии и психологии, связанные с исследованиями пользователей (когнитивная психология, социальное поведение, методы исследований и др.). В каждом конкретном случае решение принимает комиссия.
Нет, баллы можно получить только за полностью пройденный онлайн-курс, подтвержденный сертификатом.
На такой вопрос нет универсального ответа. Баллы за онлайн-курсы зависят от соответствия курса тематике программы, объема курса, уровня сложности. Например, короткий 4-часовой курс Datacamp по анализу данных принесет 0,25 балла. 1 балл можно получить за соответствующий тематике курс объемом 25-30 часов, например, курс по программированию на Stepik.org
0 баллов. Сертификаты участника зимних и летних школ дают больше 0 баллов только при подтверждении вовлеченного участия (а не просто присутствия и прослушивания), что может выражаться указанием количества кредитов или академических часов, оценками при наличии, ссылками на реализованные проекты или занятые места в соревнованиях. Поэтому помимо сертификата будет полезным приложение выписок или программ школ, письма с разъяснениями от организаторов, если они помогают продемонстрировать вовлеченное участие и вклад в квалификацию.
Рекомендательным письмом от руководителя, содержащим краткое описание проекта и вашей роли в нем, с указанием решаемой задачи, используемых технологий и/или полученных навыков, полученных результатов. Любой проект, который вы указываете в портфолио, должен иметь внешнее подтверждение и конкретное описание вашей роли в этом проекте.
Зависит от формата представления его в портфолио. Для получения баллов должно быть детальное описание решенных задач и личного вклада абитуриента, стека используемых технологий или навыков, продемонстрированного абитуриентом, а также длительности стажировки. Просто выписки из трудовой книжки не достаточно, лучше, если это будет рекомендательное письмо, в котором отражены перечисленные выше элементы. Кроме того, учитывается только опыт, соответствующий тематике программы.
Само по себе участие, т.е. прослушивание докладов, оценивается в 0 баллов (как и стажировки, зимние и летние школы без вовлеченного участия). Участие в конференции с докладом часто подразумевает публикацию в сборнике, тогда это относится к разделу “Публикации” и второй раз не учитывается. Кроме того, на конференциях может проходить конкурс работ, с указанием на сертификате призового места – в этом случае сертификат стоит отнести в раздел “Олимпиады и конкурсы”
Если у вас остались вопросы по поступлению или вы хотите уточнить что-то про процесс обучения, приглашаем на вебинар 19.07 – вы можете задать эти вопросы лично.