• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные лингвистические теории

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными характеристиками современных лингвистических теорий (СЛТ), а также исследует их эволюционное развитие таких теорий и междисциплинарное применение. Курс дает определение СЛ и прослеживает ее развитие через ключевые теоретические парадигмы, в частности, структурализм, генеративизм и функционализм. Студенты предстоит критически оценить научный вклад и ограничения каждой из этих концепций, уделяя особое внимание их методологическим и эпистемологическим основам. Курс также рассматривает спектр проблем дискурс-анализа (в том числе мультимодальность), различные аспекты прагмалингвистики (включая речевые акты, импликатуры и стратегии вежливости). Значительное внимание уделяется новому в когнитивной лингвистике, что предполагает обсуждение, концептуальная метафора, метонимия, концепция 4E (embodied, embedded, enacted, extended) и т.д. Особое внимание уделяется взаимосвязи языка и мышления/познания. Эмпирические методы изучаются в рамках корпусной и вычислительной лингвистики, что может включать проектирование корпусов, извлечение данных и использование вычислительных инструментов для лексического и дискурсивного анализа. Курс завершается изучением юмора с когнитивной точки зрения. В ходе лекций, семинаров и практических занятий студенты будут работать с первоисточниками, применять теоретические модели к лингвистическим данным и оценивать их научную актуальность.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимать историческое развитие и ключевые парадигмы современной лингвистики, включая структурализм, генеративизм и функционализм.
  • Понимать особенности дискурс-анализа и прилагать его к реальным текстам.
  • Оценивать прагматические теории (речевые акты, импликатуры, вежливость) и их роль в нюансировке смысла в процессе взаимодействия.
  • Исследовать когнитивные лингвистические концепции, включая воплощенность, распределенность, концептуальную метафору, и понимать их значение для лингвистики.
  • Оперировать корпусными и вычислительными методами для анализа лингвистических данных, учитывая их сильные и слабые стороны.
  • Понимать, какие когнитивные механизмы, лежат в основе юмора, включая противопоставление сценариев и разрешение несоответствий.
  • Синтезировать междисциплинарные связи между лингвистическими теориями и смежными областями (например, психологией, ИИ, социологией).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивать структуралистский, генеративистский и функционалистский подходы, выделяя их теоретические предпосылки и эмпирический вклад.
  • Проводить анализ дискурса устных и письменных текстов, выявляя закономерности связности, согласованности и мультимодального взаимодействия.
  • Интерпретировать прагматические явления (например, косвенные речевые акты, импликатуры) с использованием теорий Грайса и постграйсианства.
  • Демонстрировать, как когнитивные принципы (например, концептуальная метафора, распределенность) формируют грамматические и семантические структуры.
  • Использовать инструменты корпусной лингвистики для извлечения и анализа лингвистических данных, учитывая методологические ограничения.
  • Объяснять производство и восприятие юмора через когнитивные теории (например, Теорию семантических сценариев юмора).
  • Разрабатывать исследовательский проект, интегрирующий несколько лингвистических теорий для решения конкретной языковой проблемы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Понятие современной лингвистики (СЛ)
  • 2. Дискурс-анализ
  • 3. Прагмалингвистика
  • 4. Когнитивная лингвистика I
  • 5. Когнитивная лингвистика II
  • 6. Корпусные исследования
  • 7. Вычислительная лингвистика
  • 8. Теории юмора
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый экзамен представляет собой подготовленный (в течение 30 мин.) ответ на два основных вопроса по билетам, составленным преподавателем на основе материалов лекций. Преподаватель может задать 1-2 уточняющих вопроса в рамках тем билета. При подготовке к ответу на вопросы использование справочного материала (в том числе на основе искусственного интеллекта) не допускается. Студенты могут заменить компоненты экзамена на: • публикацию в рецензируемых лингвистических журналах; • выступление на академических конференциях; • значимый итоговый исследовательский проект (см. п. 6).
  • неблокирующий Промежуточные проверочные работы
    • аннотированная библиография ключевых теоретических работ (не менее 5 источников), в формате АРА, сдается в конце второго модуля; • тесты в формате квиза (не менее четырех по пройденному материалу), в течение всего курса .
  • неблокирующий Активное участие в синхронных лекционных и семинарских онлайн-занятиях
    Этот аспект предполагает выполнение домашних заданий в рамках подготовки к обсуждению изучаемых тем, что включает в себя чтение и анализ источников с последующим обсуждением в аудитории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активное участие в синхронных лекционных и семинарских онлайн-занятиях + 0.5 * Промежуточные проверочные работы + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику : учебное пособие / Н. Н. Болдырев. — 4-е изд., испр. и доп. — Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2014. — 236 с. — ISBN 978-5-89016-938-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137572 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Грудева, Е. В. Корпусная лингвистика : учебное пособие / Е. В. Грудева. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 165 с. — ISBN 978-5-9765-1497-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106859 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кубрякова, Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира : сборник научных трудов / Е. С. Кубрякова. — Москва : Языки славянских культур, 2004. — 560 с. — ISBN 5-94457-174-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137049 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Падучева, Е. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке, Семантика нарратива / Е. В. Падучева. — 2-е изд. — Москва : Языки славянских культур, 2011. — 480 с. — ISBN 978-5-9551-0431-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136973 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • George Lakoff, & Mark Johnson. (1980). Metaphors We Live By. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F721BF48
  • Introducing functional grammar, Thompson, G., 2014
  • McEnery, T., & Hardie, A. (2012). Corpus Linguistics : Method, Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=408835
  • Язык. Речевая деятельность. Дискурс : монография / под науч. ред. Е.А. Коневой. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 164 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1070338. - ISBN 978-5-16-015933-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1915715

Авторы

  • Дюгаева Ирина Дмитриевна
  • Пушкарев Евгений Александрович