Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
190068 г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д. 123, каб. 322
8 (812) 644-59-11 *61289
asian_african_studies@list.ru;
asian_african_studies_of@list.ru
Институт востоковедения и африканистики был создан 25 августа 2022 года в НИУ ВШЭ Санкт-Петербург на базе Департамента востоковедения и африканистики, бакалаврской и магистерской программ по востоковедению, а также Центра азиатских и африканских исследований. Основная цель Института — развитие комплексных междисциплинарных исследований стран Азии и Африки с использованием лучших традиций петербургской востоковедной школы. Миссия Института — формирование профессионального востоковедного сообщества для практической и научной деятельности, связанной со всесторонним изучением стран Востока.
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Под редакцией: Е. О. Старикова
СПб.: 2024.
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2024. No. 4. P. 147-154.
In bk.: EU–Central Asian Interactions: Perceptions, Interests and Practices. Routledge, 2024. Ch. 6.
Krivokhizh S., Akopov S.
Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 65/PS/2019 .
Участники круглого стола обсудили особенности и проблемы развития образования в многонациональных государствах на примерах стран группы БРИКС. Модерировал дискуссию руководитель Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, директор Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ, профессор Е.И. Зеленев. В качестве докладчиков на круглом столе выступили приглашенные гости и сотрудники НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург: действительный член РАН, профессор А.Б. Давидсон, действительный член РАН, профессор В.С. Мясников, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН Н.Н. Смирнов, преподаватель Департамента международных отношений Университета Мальты Арсалан Алшинави, профессор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики Н.А. Беркович, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург В.В. Баранова, ведущие научные сотрудники Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ Н.В. Григорьева и М.А. Солощева, соискатель степени PhD, Свободный университет Берлина Е.Д. Соболева.
Были сделаны доклады об истории развития Пекинского университета иностранных языков и положении расовых и этнических меньшинств ЮАР в сфере образования. Слушателям были представлены результаты социологического исследования, посвященного проблемам обучения детей-мигрантов в школах Санкт-Петербурга.
Особое внимание участников и слушателей круглого стола привлекли выступления сотрудников Центра азиатских и африканских исследований и Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ СПб. Модератор дискуссии Е.И. Зеленев выступил с сообщением о концепциях исламского образования в мусульманских общинах стран БРИКС.
Из доклада Н.В. Григорьевой слушатели узнали о проблемах формирования национальной идентичности в условиях этнического и культурного плюрализма в КНР и Вьетнаме. В этих странах модели национальной идентичности строятся на идее имманентного единства народов, проживающих на территории каждой из стран. Во Вьетнаме идея единства, и даже родства, всех народов страны, транслируется через переосмысленные сюжеты этногенетического мифа вьетов: все народы, населяющие территорию Вьетнама, в современной интерпретации мифа мыслятся детьми, рожденными от общих предков. В образовательных технологиях, применяемых в двух странах, широко используются обращения к древности, когда, по мнению современных идеологов, и были сформированы основы китайской и вьетнамской национальной идентичности.
Об особенностях политики КНР в области высшего образования этнических меньшинств рассказала Е.Д. Соболева. С 1978 правительству КНР удалось значительно повысить реальное и пропорциональное число представителей этнических меньшинств среди студентов ВУЗов с помощью целого ряда преференциальных мер. Несмотря на успехи, неравенство в образовательных возможностях сохраняется; проблемами также являются качество образования, успеваемость студентов и уровень полученных знаний.
М.А. Солощева продолжила тему образования в КНР, рассмотрев высшие учебные заведения в Тибетском автономном районе. Мария осветила важность обеспечения высшего образования на двух языках: китайском языке, который является государственным, и языке этнического меньшинства – тибетском. Доклад отразил общие проблемы характерные для билингвизма в высшем образовании в Китае, такие как низкий уровень мотивации среди студентов, высокий уровень сложности, нехватка квалифицированных кадров и отсутствие учебников на региональных языках.
После выступления докладчиков состоялась дискуссия о существующем противоречии между потребностями модернизации и интеграции этнических групп в рамках одного государства и правом этнических меньшинств на сохранение собственных языка и культуры. Профессор Н.А. Беркович задал несколько ключевых вопросов, посвященных формированию национальной идеи и национальной интеллигенции. Профессор Н.Н. Смирнов акцентировал внимание на проблемах мигрантов в России и вопросах изучения русского языка. Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости обмена опытом между странами группы БРИКС по вопросам образования для этнических меньшинств.