• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Александра Каменского «Формирование представлений о психическом здоровье и практик обращения с душевнобольными в деятельности органов государственной власти России XVIII века»

17 июня состоялось совместное заседание научного семинара проектной группы ФГН ВШЭ «Социальные и культурные исследования медицины XVIII – XXI вв.» и семинара НУГ НИУ ВШЭ «История российской психиатрии: новые подходы к изучению». С докладом «Формирование представлений о психическом здоровье и практик обращения с душевнобольными в деятельности органов государственной власти России XVIII века» выступил доктор исторических наук, профессор ШИН ФГН ВШЭ Александр Борисович Каменский.

Доклад Александра Каменского «Формирование представлений о психическом здоровье и практик обращения с душевнобольными в деятельности органов государственной власти России XVIII века»

© А. Кузнецова. Ножные кандалы для испытуемых больных, осуждённых или находящихся под следствием (начало XX века). Музей Психиатрической клинической больницы №5

История безумия как субдисциплина исторической науки сформировалась после выхода в свет работы М. Фуко «История безумия в классическую эпоху» в 1961 г. К настоящему времени существуют десятки монографических исследований по этой тематике, выполненные на материале различных стран и исторических эпох. Однако история безумия в России раннего Нового времени, и в особенности XVIII в., остаётся малоизученной. Это объясняется отсутствием в указанный период специализированной системы заботы об этой категории больных и, соответственно, скудостью источниковой базы, в связи с чем наиболее информативным источником являются судебно-следственные документы. 

Доклад, прочитанный А.Б. Каменским, был основан на комплексном изучении всех дел о душевнобольных, сохранившихся в архивных фондах органов политического сыска XVIII века, что позволило выявить и проследить изменения в способах определения психических заболеваний и практиках обращения с душевнобольными на протяжении столетия, уточнить и скорректировать ряд закрепившихся в историографии представлений.

Проведённое исследование показало, что хотя формально в российском законодательстве до 1801 г. не существовало нормы, освобождавшей душевнобольных от ответственности за совершённое преступное деяние, на практике душевные болезни были основанием для декриминализации преступлений на протяжении всего XVIII в. При этом примерно с середины 1740-х гг. в документах не зафиксировано ни одного случая применения физического воздействия и пыток к душевнобольным.

Представление о том, что безумие до начала XIX в. определяли исключительно административно, розыскным путём, также не подтверждается источниками: существуют данные о медицинском освидетельствовании людей, попадавших в органы политического сыска. Во второй половине XVIII в. врачебная экспертиза привлекалась всё чаще, душевнобольных нередко отправляли не в монастыри, как это было раньше, а в госпитали, и их недуг пытались излечить. Документы однозначно свидетельствуют о том, что уже с начала XVIII в. безумие воспринималось как болезнь. Понятие «меланхолия», обозначавшее душевную болезнь с набором характерных признаков, использовалось не только медиками – оно было распространено среди самых широких слоёв населения.

Наконец, требует коррекции и существующая трактовка сути монастырского заключения душевнобольных. Как показывают документы, власти рассматривали такое заключение не в качестве формы наказания, а как способ изоляции «изумлённых» и средство их излечения («исправления ума»).

В дискуссии после доклада были подняты вопросы гендерного, возрастного, социального и географического распределения случаев душевных болезней, зафиксированных в документах. Обсуждалась проблема изменений в использовании понятий «изумлённый»/ «душевнобольной» на протяжении XVIII в. и возможность проследить на основе их анализа переход от сакрального/церковного языка к светскому. Интерес собравшихся вызвали альтернативы монастырскому заключению душевнобольных – содержание и лечение больных в госпиталях и передача их на попечение родственников. Кроме того, говорилось о репрезентативности изученных дел, а также о существовавших в Российской империи XVIII в. прочих центрах знания о душевных болезнях, помимо Москвы и Санкт-Петербурга.