Доклад Павла Васильева «Диагностируя демшизу: психиатрия, популярная культура и патологизация либеральной демократии в постсоветской России»
6 мая 2025 года состоялось заседание научного семинара НУГ «История российской психиатрии: новые подходы к изучению». Руководитель НУГ, к.ист.н., доцент Департамента истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Павел Андреевич Васильев представил доклад «Диагностируя демшизу: психиатрия, популярная культура и патологизация либеральной демократии в постсоветской России».
Доклад был посвящён концепции «демократической шизофрении» («демшизы») как значимому феномену политического и культурного ландшафта постсоветской России. Как указал П. Васильев, это явление до сих пор изучено довольно мало – существует ряд статей, где были предприняты попытки объяснить термин, но нет масштабных исследований, которые рассматривали бы «демшизу» в контексте более широких, глобальных дискуссий о культуре, политике, психиатрии и душевном здоровье.
П. Васильев предложил исследовать «демшизу» как своеобразную линзу, через которую можно увидеть, как в переходный период маргинализировались и патологизировались либерально-демократические идеи. В качестве источников могут использоваться выступления, интервью и публицистические тексты ключевых политических фигур постсоветской России, а также научные публикации советских и постсоветских психиатров, литературные произведения, популярные СМИ и ранние интернет-архивы. Теоретической основой может стать комбинация подходов, историзирующих 1990-е годы (дискуссии о «конце истории/эпохи», через которые можно мыслить эту эпоху), и подходов медицинских гуманитарных наук, фокусирующихся на пересечениях медицины и произведений культуры (кино, архитектуры), значимости изображений и метафор.
Понятие «демшиза» связано с диагнозом вялотекущей шизофрении, который в позднесоветской психиатрии ставился диссидентам и был основным (хотя и не единственным) позднесоветским политическим диагнозом (Полянский, 2014). Термин появился на рубеже 1980-х - 1990-х в лексиконе либеральной среды, имевшей политический вес, как способ демаркации своих внутренних границ, отделения сторонников конвенциональной демократической политики от приверженцев «протеста ради протеста». Неконструктивный протест патологизируется, говорится о бреде реформаторства, идеи радикальных изменений представляются в качестве галлюцинаций, подчёркивается противоречивость убеждений «демшизы» как признак расщеплённого (шизофренического) сознания и тд. Наиболее часто «демшиза» ассоциируется с фигурой Валерии Новодворской, которая, с одной стороны, имела опыт диссидентства и столкновения с советской карательной психиатрией, а с другой – выделялась бескомпромиссностью, соединением в своей риторике противоречащих друг другу идей и в целом маргинализированным положением внутри оппозиционного сообщества. Изучение мемов, связанных с Новодворской и ассоциированных с языком психиатрии, показывает широкую палитру представлений о «демшизе». Исследование корней «демшизы» в советской психиатрии может пролить свет на то, как медицинская наука, политический дискурс и популярная культура способствовали делегитимации инакомыслия и реформистских идеологий.
В дискуссии после доклада участники семинара обсудили выборочный характер применения «карательной психиатрии» в СССР и поставили вопросы о хронологических рамках самого явления «карательной психиатрии» и его происхождении. Говорилось о современных трансформациях термина «демшиза» и о медикализации политической культуры, а также о параллелях с практиками патологизации политических оппонентов в других странах (странах соцлагеря, в Китае и др.).
Презентация доклада Павла Васильева