Доклад Нины Максименковой «Трезвенники в СССР: деятельность антиалкогольных сообществ (1970-е - начало 1980-х гг.)»
11 ноября 2024 г. на регулярном научном семинаре НУГ с докладом «Трезвенники в СССР: деятельность антиалкогольных сообществ (1970-е - начало 1980-х годов)» выступила студентка 4 курса ОП «История» (НИУ ВШЭ) Нина Максименкова.
Выделяя несколько периодов борьбы с пьянством и алкоголизмом в СССР, исследователи указывают, что с начала 1930-х гг. до середины 1950-х гг. алкоголизм не описывался как проблема для здоровья советских людей. Однако во второй половине 1950-х гг. произошло резкое изменение публичной риторики по отношению к чрезмерному употреблению алкоголя. Постепенно начала институционализироваться наркологическая сеть; в середине 1970-х гг. была создана отдельная служба наркологической помощи. Одновременно при диспансерах и больницах, редакциях газет и местных партийных органах в течение 1960-1970-х годов появлялись сообщества трезвенников. Доклад Н. Максименковой был посвящён созданию и деятельности этих обществ – предложениям по их формированию, стратегиям их легитимации, - а также концептуализации трезвеннического образа жизни в разных областях знания, в клубах и психотерапии.
В основу исследования Н. Максименковой легли публикации и переписка активистов трезвеннического движения, методические рекомендации и указания различных специалистов по вопросу об алкоголизме, документы Комиссии «по борьбе с пьянством и алкоголизмом» при Верховном Совете СССР (1964 - 1965 гг.).
Первые предложения по созданию общества трезвенников появились в середине 1960-х гг. Психиатры и социологи, ссылаясь на проекты 1920-х гг., а также опыт деятельности аналогичных организаций в других странах, говорили о насущной необходимости появления такого общества. Предполагалось, что инициатором станет государство. Однако государство игнорировало призывы активистов. В 1970-е гг. стратегия трезвенников меняется: они приходят к мысли о необходимости инициативы снизу, которая будет постепенно набирать институциональную силу, и переходят к тактике расширения клубного движения. Активисты движения писали в газеты, пропагандируя практики трезвого образа жизни («трезвая свадьба»), проводили рейды на предприятиях, выявляя тех, кто такой образ жизни не соблюдал.
Со второй половины 1970-х гг. в советской наркологии алкоголизм стал рассматриваться как болезнь, а не моральный порок, как это было раньше. Возник интерес к практике обществ анонимных алкоголиков, помогавших людям бороться с недугом. Наркологи советовали ориентироваться на международный опыт таких обществ. Этой тенденции противостоял известный активист советского трезвеннического движения Г.А. Шичко, который критиковал систему наркологического лечения, полагая, что современная ему психотерапия неспособна излечить алкоголизм. Он считал алкоголизм не болезнью, а психологическим страданием. Избавление от него, по мысли Шичко, возможно как усилиями самого человека (важную роль в его методе играла самодиагностика, ведение дневника), так и с помощью семьи, друзей и единомышленников. В такой схеме человек сам превращается в сознательного трезвенника. Таким образом, в деле освобождения от алкоголизма на пересечении различных областей знания возникали методы лечения, завязанные не только на коррекции поведения, но и на конструировании личности трезвенника.
В дискуссии после доклада были подняты вопросы об элементах диспозитива, сложившегося вокруг алкоголизма и возможностей его излечения, о сопоставимости разных подходов к трезвенничеству, развивавшихся в 1960 - 1970-е гг. Участники семинара обсудили причины сворачивания кампании по борьбе с алкоголизмом в 1930-е гг. и возрождения интереса к этой проблеме в 1960-е гг. Были отмечены присутствие в языке трезвенников образов из античной мифологии, а также своеобразная риторика, в которой алкоголики представали в качестве протестных фигур. Кроме того, говорилось об особенностях трезвеннического активизма в различных регионах СССР.