• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

До 03.10.1711. Пребывание П. в Карлсбаде.




1.10.1711
3.10.1711
Долгоруков Василий Владимирович, князь (янв. 1667 - 11.07.1747), стольник, сержант Преображенского полка (1700), капитан, майор (1706), командир 1-го батальона Преображенского полка (1706), подполковник (1708), генерал-поручик, полковник гвардии и командир Преображенского полка(1709), начальник следственной канцелярии (с 1715), опала, разжалование, ссылка (1718), помилован, полковник (1724), позже - генерал-майор, генерал-лейтенант (1725), генерал-аншеф (1726), генерал-фельдмаршал (1728), опала, разжалован, тюрьма (1731 -1741), помилован, генерал-фельдмаршал (1741). Жены: 1-ая Мария Федоровна (рожд. княжна Куракина); 2-ая с 1696 Анна Ивановна (рожд. Злобина); 3-я Анна Петровна (рожд. Шереметева (ум. 1720) , Куракин Борис Иванович, князь (псевдоним Панов Лука), комнатный стольник (1693), дипломат , Матвеев Андрей Артамонович, стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693); из комнатных стольников в окольничии (02.04.1693); участвовал в боярских совещаниях (1697 - 1698), на посольстве в Голландии (1701 – 1713) член Вышнего суда (1723 – 1724) (Источн.: РГАДА. Ф. 210, Оп. 1. Д. 11. Л. 37 об., 56; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Захаров. Разрядные повестки. (Дата обращения 03.06.2021)., Урбих Иоганн Христофор (Urbich Johann Christof von ), фон, барон, дипломат , Лит Альбрехт (Литт), фон дер, дипломат , Салтыков Федор Степанович, ближний стольник, капитан гвардии , Подъяпольская Е.П., историк , Купецкий Ян (Иоанн), художник, Стелс (Стайлс) Томас, купец, брат А.Р.Стелса , Волков Григорий Иванович (ум. ок. 1717), учился в Падуе (с 1698), секретарь Посольского приказа (с 1702), по др. данным – переводчик Посольско канцелярии (1704), выполнял дипломатические поручения в Пруссии (февр.-ноября 1707), Дании (ноябрь 1707 – июнь 1708), и в Польше, секретарь Посольской канцелярии, резидент во Франции (указ 01.06.1711), был там до 13.10.1712, секретарь Посольского приказа (01.06.1713) Белокуров. О Посольском приказе. С. 130) , Нагуевский Д., историк , Кустодиев К.Л., историк , Данауэр Иоганн Готфрид (Таннауэр, Dannhauer, Tannauer, Johann Gottfried), художник , Чечулин Н.Д., историк , Хайдман (Heidmann), токарь, Фюссли Иоанн-Каспар, художник


Пребывание П. в Карлсбаде в 1711 г., а потом и в 1712 г. тянет за собой целый шлейф рассказов, легенд, передававшихся из поколения в поколение. По разного рода источникам известно, что П. вел довольно активный образ жизни. Он ездил в местечко Пиркенгаммер (Pirkenhammer) на железоделательный завод, там в кузнице он выковал железную полосу и подкову (это настолько устойчивой в мифологии П. стереотип, что такими артефактами должны быть завалены многочисленные места, которые посещал П.). В 1883 г. на заводе поставили памятную доску с надписью: «In diesem Hammerwerke schmiedete Czar Peter der Grosse in Jahre 1711 ein Hufeisen und einen Eisenstab» («В этой кузнице царь Петр Великий выковал в 1711 году подкову и железную полосу»)[1]. Бывал П. и у токарного мастера Хайдмана (Heidmann), жившего, возможно в т.н. «Красном доме», и точил у него ножки от стола, они дошли до начала ХХ века. Согласно преданию, П. делал также деревянные модели крепостей и токарил у себя дома, одетый в зеленый шлафрок[2]. А еще каждое утро царь якобы поднимался около городской башни на гору, увенчанную крестом, и там молился, вокруг стояла стража, позже там поставили деревянный крест[3]. В Карлсбаде П. позировал художнику Иоанну Купецкому, с которым якобы говорил по-чешски[4]*.

Письма и бумаги П.: 1. Кн. В.Вл.Долгорукову указ о размещении войск на винтер-квартирах под Эльбингом[5]; 2-10. Согласно запискам кн. Б.И.Куракина, перед отъездом из Карлсбада были подписаны П. несколько важных указов касательно его миссии на переговорах в Гааге: ему «дана была великого дела инструкция – предложение чинить союзным, чтоб им, союзным, не мешаться в дела войны Северной, ни воюющим Северным союзу Ц.в. не мешаться в дела союзных с Франциею…»; «…также и полномочная мне дана в силе всем потентатом заключать и трактовать»; А.А.Матвееву «указ за подписанием властной руки Ц.в., чтоб отнюдь без совета моего ему, [А.А.] Матвееву, ничего не делать»; кн. Б.И.Куракину грамота («дана мне полномочная ко всем союзным, которые в интересе есть против Франции»); ему же инструкция («И к тому особливая инструкция дана от Ц.в., за его рукою, о покупке кораблей и Федору Салтыкову быть со мною во всем согласно»); Ф.С.Салтыкову письмо о согласовании дел с кн. Б.И.Куракиным; Томасу Стельсу письмо («…в Англию, за властною ж рукою Ц.в. о мне письмо, чтоб ко мне корришпонденцию имел и во всем верил»); И.Х.Урбиху указ («К Урбиху указ послан», содержание неизвестно); Альбрехту Литу указ («…также к Литу, чтоб со мною корришпонденцию имел»); Г.И.Волкову указ («… к Волкову в Париж указ дали, чтоб от меня во всем требовал решения и мне все те французские дела были вручены»)[6].

Комментарий.

* Как писал художник И.К.Фюссли, П. видел картины Иоанна Купецкого и потребовал через русского посла в Вене, чтобы художник приехал к нему, но Иоанн Купецкий всячески избегал этой поездки, опасаясь встретиться с коронованным варваром. Наконец, его уговорили, и, защищенный официальными бумагами, он прибыл в Карлсбад. Ему сказали, чтобы он не пугался, если лицо царя исказится судорогой, «которая вселяет ужас во всякого, кто не знает царя». Но когда Иоанн Купецкий познакомился с П., «его страх сменился изумлением», русский царь потряс художника, он работал с удовольствием и «часто говорил мне, что никогда ни к одному князю не испытывал такого сильного влечения, как к царю, если бы обстоятельства позволили ему, он охотно поступил бы к нему на службу». П. также уважал Иоанн Купецкого и приглашал его в СПб или просил прислать в Россию другого отличного живописца. Иоанн Купецкий указал ему на Данауэра». Сохранились записи счетов по поездке Иоанна Купецкого в Карлсбад[7]. Любопытны наблюдения Н.Д.Чечулина относительно того, какой портрет П. наиболее похож на оригинал: «Петр, как и многие очень нервные люди, был, вероятно, что называется journalier, имел лицо значительно менявшееся: в разные моменты оно могло быть очень различным. Но одно кажется несомненно: лицо Петра Великого было круглое, он был, наверное типа крупных, круглолицых людей, часто встречающихся и теперь <…>. Определенно впечатление круглого лица дает и маска, снятая с Петра после кончины»[8].

 

 


[1] Нагуевский. Петр Великий. С. 46.

[2] Кустодиев. Петр Великий. С. 9-10.

[3] Нагуевский. Петр Великий. С. 48; Кустодиев. Петр Великий. С. 10.

[4] Нагуевский. Петр Великий. С. 52-53; Чечулин. Петр Великий. С. 343.

[5] ПБП. 11-2. № 4786. С. 158.

[6] АФАК. 3. С. 310.

[7] Цит. по: Подъяпольская. Петр I. С. 249-250, 258-259.

[8] Чечулин. Петр Великий. С. 344-345.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.