До 03.10.1711. Пребывание П. в Карлсбаде.
Пребывание П. в Карлсбаде в 1711 г., а потом и в 1712 г. тянет за собой целый шлейф рассказов, легенд, передававшихся из поколения в поколение. По разного рода источникам известно, что П. вел довольно активный образ жизни. Он ездил в местечко Пиркенгаммер (Pirkenhammer) на железоделательный завод, там в кузнице он выковал железную полосу и подкову (это настолько устойчивой в мифологии П. стереотип, что такими артефактами должны быть завалены многочисленные места, которые посещал П.). В 1883 г. на заводе поставили памятную доску с надписью: «In diesem Hammerwerke schmiedete Czar Peter der Grosse in Jahre 1711 ein Hufeisen und einen Eisenstab» («В этой кузнице царь Петр Великий выковал в 1711 году подкову и железную полосу»)[1]. Бывал П. и у токарного мастера Хайдмана (Heidmann), жившего, возможно в т.н. «Красном доме», и точил у него ножки от стола, они дошли до начала ХХ века. Согласно преданию, П. делал также деревянные модели крепостей и токарил у себя дома, одетый в зеленый шлафрок[2]. А еще каждое утро царь якобы поднимался около городской башни на гору, увенчанную крестом, и там молился, вокруг стояла стража, позже там поставили деревянный крест[3]. В Карлсбаде П. позировал художнику Иоанну Купецкому, с которым якобы говорил по-чешски[4]*.
Письма и бумаги П.: 1. Кн. В.Вл.Долгорукову указ о размещении войск на винтер-квартирах под Эльбингом[5]; 2-10. Согласно запискам кн. Б.И.Куракина, перед отъездом из Карлсбада были подписаны П. несколько важных указов касательно его миссии на переговорах в Гааге: ему «дана была великого дела инструкция – предложение чинить союзным, чтоб им, союзным, не мешаться в дела войны Северной, ни воюющим Северным союзу Ц.в. не мешаться в дела союзных с Франциею…»; «…также и полномочная мне дана в силе всем потентатом заключать и трактовать»; А.А.Матвееву «указ за подписанием властной руки Ц.в., чтоб отнюдь без совета моего ему, [А.А.] Матвееву, ничего не делать»; кн. Б.И.Куракину грамота («дана мне полномочная ко всем союзным, которые в интересе есть против Франции»); ему же инструкция («И к тому особливая инструкция дана от Ц.в., за его рукою, о покупке кораблей и Федору Салтыкову быть со мною во всем согласно»); Ф.С.Салтыкову письмо о согласовании дел с кн. Б.И.Куракиным; Томасу Стельсу письмо («…в Англию, за властною ж рукою Ц.в. о мне письмо, чтоб ко мне корришпонденцию имел и во всем верил»); И.Х.Урбиху указ («К Урбиху указ послан», содержание неизвестно); Альбрехту Литу указ («…также к Литу, чтоб со мною корришпонденцию имел»); Г.И.Волкову указ («… к Волкову в Париж указ дали, чтоб от меня во всем требовал решения и мне все те французские дела были вручены»)[6].
Комментарий.
* Как писал художник И.К.Фюссли, П. видел картины Иоанна Купецкого и потребовал через русского посла в Вене, чтобы художник приехал к нему, но Иоанн Купецкий всячески избегал этой поездки, опасаясь встретиться с коронованным варваром. Наконец, его уговорили, и, защищенный официальными бумагами, он прибыл в Карлсбад. Ему сказали, чтобы он не пугался, если лицо царя исказится судорогой, «которая вселяет ужас во всякого, кто не знает царя». Но когда Иоанн Купецкий познакомился с П., «его страх сменился изумлением», русский царь потряс художника, он работал с удовольствием и «часто говорил мне, что никогда ни к одному князю не испытывал такого сильного влечения, как к царю, если бы обстоятельства позволили ему, он охотно поступил бы к нему на службу». П. также уважал Иоанн Купецкого и приглашал его в СПб или просил прислать в Россию другого отличного живописца. Иоанн Купецкий указал ему на Данауэра». Сохранились записи счетов по поездке Иоанна Купецкого в Карлсбад[7]. Любопытны наблюдения Н.Д.Чечулина относительно того, какой портрет П. наиболее похож на оригинал: «Петр, как и многие очень нервные люди, был, вероятно, что называется journalier, имел лицо значительно менявшееся: в разные моменты оно могло быть очень различным. Но одно кажется несомненно: лицо Петра Великого было круглое, он был, наверное типа крупных, круглолицых людей, часто встречающихся и теперь <…>. Определенно впечатление круглого лица дает и маска, снятая с Петра после кончины»[8].
[1] Нагуевский. Петр Великий. С. 46.
[2] Кустодиев. Петр Великий. С. 9-10.
[3] Нагуевский. Петр Великий. С. 48; Кустодиев. Петр Великий. С. 10.
[4] Нагуевский. Петр Великий. С. 52-53; Чечулин. Петр Великий. С. 343.
[5] ПБП. 11-2. № 4786. С. 158.
[6] АФАК. 3. С. 310.
[7] Цит. по: Подъяпольская. Петр I. С. 249-250, 258-259.
[8] Чечулин. Петр Великий. С. 344-345.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.