27.10.1715, чт. П. в СПб.
П. в СПб, присутствовал на погребении в Петропавловском соборе кронпринцессы Шарлотты «пополудни в 5-м часу»[1]. Согласно О.А.Плейеру, общество собралось в 2 часа пополудни в доме царевича Алексея. П. наводил справки о том, устраивают ли в других странах салюты при погребении. Для этого он послал спросить у пленного графа Карла Пипера, производят ли в Швеции салюты при похоронах королевы, и сколько залпов. Карла Пипер отвечал, что в этих случаях салют не производится. Однако тайный советник Г.И.Левенвольде сказал, что напротив, стреляют при похоронах королевы 100 залпов, а при похоронах кронпринцессы - 90. Тогда П. послал Г.И.Левенвольде с генералом к Карлу Пиперу «доказать обратно» и допросить, с какой целью он умалчивает, «сделать ему строгое внушение». Впрочем, во время сбора процессии П. отвел О.А.Плейера и Х.В.Вебер в сторону и спросил о том же. Дипломаты ответили, что такого обычая у них нет. «После нас он опросил еще некоторых, но никто не знал такого примера, кроме саксонского министра, при дворе которого производится салют». В итоге, салюта не было. В 4 часа началось траурное шествие с участием П., который шел вместе с царевичем Алексеем. Затем тело Шарлотты подняли на судно, на него взошел царь, судно переплыло Неву и все высадились у крепости. После похорон в недостроенной церкви все вернулись в дом покойницы по воде и угощались холодными закусками и сластями, но «без обычного для других случаев принуждения к выпивке»[2]. Именно тогда П. передал царевичу Алексею письмо-предупреждение от 11.10[3]*.
Письма и бумаги П.: 1. Кн. П.А.Голицыну письмо с указанием подготовить царский проезд, о числе подвод в направлении Дерпта на каждые 20 верст, исходя из потребности царя, по 50 лошадей на П. и свиту и «чтобы один ландрат дожидался нас». Список числа подвод: контр-адмиралу (К.И.Крюйсу)- 10, адмиралу (Ф.М.Апраксину)- 9, А.А.Вейде - 6, Р.К.Арескину - 3, генерал-адьютанту С.Г.Нарышкину - 2, Ф.М.Скляеву - 3, А.В.Макарову - 2, З.Д.Мишукову - 2, М.Д.Олсуфьеву - 2, Яну Фельтону, кухмистеру - 2, верховым - 2, «поворам и подключникам» – 7, итого – 50, получено 04.11[4]; 2. Кн. Ф.Ю.Ромодановскому письмо (обращение – Sir) с просьбой приехать «когда путь уставитца» в СПб, прислать «нарочно ближнего В.в. человека» Русанова[5]; 3. Б.П.Шереметеву письмо: «Ежели то правда, что транспорт неприятелской в Померанию пришел, и будут к вам наши министры писать, чтоб вы туда поспешали, то подите обыкновенным маршем, не мешкав, а буде то неправда и транспорту неприятелского нет, то не спешите»[6].
Разные письма и бумаги: Фредерик IV – П. грамота (н. ст.?) о соглашении 15.10 с Георгом I, которому надо передать Бремен и Верден и тем присоединил Англию к союзу[7]
Комментарий
*С этого момента начинается история конфликта отца с сыном, закончившаяся гибелью последнего. Об этом конфликте есть обширная литература: Устрялов. История. Т. 6; Погодин. Суд над царевичем Алексеем Петровичем; Костомаров. Царевич Алексей Петрович; Herrmann. Peter der Große; Козлов О.Ф. Дело царевича Алексея. С. 214-220; Эйдельман. Розыскное дело;Бушкович П. Историк и власть; Бушкович. Мне отмщение; Павленко. Царевич Алексей Петрович;; Долгова. Бумаги царевича Алексея; Рыженков. Первая трагедия в «Доме Романовых»; Шварц. Бегство царевича Алексея; Шварц. Наследник русского престола Алексей; Анисимов. Подписи под приговором. О психологических мотивах и обстоятельствах конфликта см. : Мухин. Царь-реформатор и его «непотребный сын», а также Нургалиев. Историко-психологический анализ межличностных отношений Петра I и царевича Алексея.
[1]ПЖПВ. 1715 г. С. 28, 41, 73; ГСВ. 1. С. 439.
[2]Устрялов. История. 6. С. 343-346; Герье. Кронпринцесса. С. 529-530.
[3]Устрялов. История. 6. С. 346-348, 152.
[4]Рескрипты и указы. II. С. 506; КПБ. 79. Л. 259.
[5]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л. 54 об.; КПБ. 79. Л. 260.
[6]КПБ. 79. Л. 261.
[7]Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 257.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.