12/23.04.1717, пт. П. в Дюнкерке.
12/23.04, пт.
П. в Дюнкерке, утром вновь осматривал Рисбан и форты Ревер и Блан*, присутствовал при осмотре войск на эспланаде, после обеда осматривал Мардикский канал и шлюзы, которые для него заполняли водой, побывал на двух торговых судах, стоявших в канале[1].
В этот день из Ревеля вышел корабль «Самсон», который повез в Росток 72 ученика Морской академии для продолжения их учебы в Голландии и в других странах[2].
Письма и бумаги П.: 1.Сенату дубликат указа от 12.03, получен 30.03., трипликат 15.03, получен 04.04[3].
Разные письма и бумаги: 1.Ф.М.Апраксин – В.Л.Долгорукову, что П. «изволил ко мне писать, чтоб оным кораблям, по прибытии к Копенгагену, явиться вашей милости» (речь идет об отправлении «Аронделя», «Ландсдоу» и соединении их с «Св. Егудиилом»)[4]; 2. А.Д.Меншиков – П. о благополучии в семье царя[5]; 3. Екатерина – П. из Амстердама о приезде в Амстердам «третьяго дня», т.е. 10.04., о получении писем из СПб.[6]
Комментарий.
* Де Прие сообщал в Вену о П., что «любопытство, желание все разведать – его величайшая страсть, и потому он хотел в Дюнкерке увидеть Рисбан - орудийную позицию у входа в порт. Он отправился на коляске по отливу, но неожиданно поднялся ветер, вода начала подниматься, П. бросил коляску, отпряг лошадь и тем спасся[7]. Сведения эти потверждаются другим источником. Де Либуа писал герцогу Л.А. д’Антен из Дюнкерка 23.04: «Сегодня утром в те же часы в 6 ч. утра он еще раз осматривал Рисбау, форт Реверский и форт Белый, где его застиг прилив, что представляло некоторую опасность, он с легкостью вскочил на лошадь и мы поплатились только парижской каретой, которая до того попорчена, что почти негодна к употреблению»[8]. К этому времени относится и описание внешности П. де Либуа: «Царь очень велик ростом, несколько сутуловат и имеет привычку держать голову немного вниз. Он смугл и в выражении лица его есть что-то суровое, кажется, он обладает живым умом и большой сметливостью, в движениях его заметно некоторое величие, впрочем, не всегда выдерживаемое. Он задумчив и рассеян, хотя для всех доступен и прост в обращении, говорят, что он очень силен и способен к работе физической и умственной. Мне кажется, что со времени его приезда он не посвятил ни одного часа на занятия делами; если же и уделил на то малое время, то единственно, чтобы дать окончить мне письмо, ибо в настоящую минуту князь [Б.И.] Куракин сообщил мне, что по возвращении с осмотра шлюзов, куда мы отправляемся, я буду иметь с ним конференцию. Царь приехал и, кажется, остался очень доволен работами, я полагаю, что он пожелает осмотреть их еще раз, также как и войско, по крайней мере, кавалерию». Кн. Б.И.Куракин просил принять царя «без церемоний». Далее де Либуа сообщает, что П. выедет в Кале в воскресенье, где пробудет пять дней по случаю их Пасхи и говения и остановится еще в Булоне. «Царь просит, чтобы король соизволил поместить его в Париже в одном из частных домов» и свиту возле него, «он желает избежать королевских дворцов <…>. Рассматривая план Парижа, он просил меня указать ему древний Лувр и отель герцога де Вильруа», предполагает, что царь хочет там расположиться, также П. просил назначить к нему какого-нибудь морского офицера, который говорил бы по-голландски и мог служить в Париже переводчиком[9].
[1] Мезин. Петр I во Франции. С. 61, 83; Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 130.
[2] Ден. История. С. 69, 172.
[3] РИО. 11. С. 341.
[4] МИРФ. 2. С. 198.
[5] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 261.
[6] Павленко. Екатерина. № 109.
[7] Вагеманс. Петр. С. 163-164.
[8] РИО. 34. С. 143.
[9 РИО. 34. С. 143-148.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.