22.05.1714, сб. П. ночевал за Березовыми островами на скамповее.
П. ночевал за Березовыми островами на скамповее, также к П. прибыл Ф.М.Апраксин с гребными судами, П. кушал у Ф.М.Апраксина, в 3-м часу пополудни прибыл на корабельный флот[1]. П. был на корабле «Св. Екатерина», стоящем на якоре у Березовых островов. Вечером, в 10-м часу пополудни, отправлен поручик П.В.Мурзин на шняве «Принцес» в Нарву для погрузки пороха на посланные туда ранее тялки[2]. Галерный флот «для наступающего льду» отступил назад «к первым Березовым островам, где весь флот стоял», 9 скамповей оставлены для разведки ледовой обстановки[3].
Состоялся консилиум (на полугалере «Св. Наталия») с участием П., Ф.М.Апраксина, кн. В.Вл.Долгорукова, А.А.Вейде. Обсуждались вопросы: 1. Об отправлении экспедиции И.Д.Бухольца*, 2. «О начатой компании». Решено корабельному флоту под командой шаутбенахта (т.е. П.) идти в Ревель, а галерному, под командой генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, идти к Або, и если шведы не дадут возможности пройти, то немедленно дать знать корабельному флоту через флажную систему крейсеров, двигавшихся от Гельсингфорса и Ревеля навстречу друг другу[4]**. И.И.Голиков упоминает, что «сему положению, сделав два плана, и оба сии командира <…> подписали и разменялись»[5].
Письма и бумаги П.: 1. Приказ отданный на полугалере «Св. Наталия» за подписью Ф.М.Апраксина, Петра Михайлова, кн. В.Вл.Долгорукова и А.А.Вейде (1. Корабельному флоту сначала идти к Ревелю. 2. В бой вступать с неприятельским флотом только «ежели мы сильнее будем неприятеля третью долею кораблей, равной против их мерою. А ежели неприятель будет кораблями сильнее, или хотя и в равном числе против нас, то в бой с ним не вступать. <…> 6. Ежели со стороны неприятельской станут желать мира и при том будут просить, чтобы учинить армистицию, тогда им объявить, что армистицию с нашей стороны сделают, только для лучшего уверения (дабы они обманом не протянули) дали они в заклад от 7 до 10 линейных кораблей, кроме людей, совсем из тех, которые они имеют против нас, а не в Карлскроне», дать им письменное обязательство под присягой[6]; 2. «Пункты о действии настоящей компании», составлены «на полугалере «С[в.] Наталии» (о боевых действиях корабельного флота только при численном преимуществе над шведами; гребным судам идти к Абову, потом на Аланды и затем «на шведскую сторону» или до Вазы; на Аландах сделать крепость; об условиях возможного перемирия со шведами[7]; 3. Инструкция подполковнику И.Д.Бухольцу о походе, разведке «песочного золота», и строительстве крепости на Ямыше[8]; 4. Указ К.А.Нарышкину с поручиком П.В.Мурзиным в подтверждение уже посланного указа о загрузке тялок порохом[9]; 5. Н.А.Сенявину письмо в Ревель «с корабля «С[в].Екатерина», стоящаго на якоре у Березовых островов», о получении его сообщения от 18.05 о появлении шведских кораблей у Наргина; с приказаниями послать «в лодке с чюхнами» разведчиков и рапортовать потом П.[10]; 6. Указ А.И.Ушакову о рассмотрении подрядов в Москве, т.к. «невозможно статься, чтоб без великой кражи государственной казны было», о расследовании сборов в Военной канцелярии, «а наипаче в мундирном деле»; «в Московской губернии, в ратушных и иных делах, сколько возможно, проведывать зело тайно и чтоб никто не знал, что сие тебе приказано, а явно веди себя в настоящем деле»; разведать об утайке крестьянских дворов, о скрывающихся от службы, которых можно послать для учения, «и проведовать о всем, а наипаче о деньгах, которые по зарукавьям идут», после чего прибыть в СПб «в октябре или в первых числах ноября»[11].
Комментарий.
* Приезд хивинского посольства Ашурбека, рассказы туркмена Ходжа-Нефеса о золотом песке на Амударье и возможности поворота Аму-Дарьи к Каспию способствовал развитию у П. имперского воображения А.А.Андреев считал, что П. дал аудиенцию Ходжа-Нефесу и тот "изложил суть проекта", но подтверждения не привел[12]. Петр решил разрабатывать и осуществлять начала новой восточной политики, которую можно условно назвать «Дорога в Индию». Следует учесть мнение А.А.Андреева, считающего, что предложения Ходжи-Нефеса выражали точку зрения туркменских племен, страдавших от набегов калмыков – подданных России, и поэтому приглашавших Россию в Хиву, подданными которых они являлись, но не получали от хана никакой защиты.[13] Немалый вклад в пробуждение интереса П. к этому заманчивому источнику пополнения опустошенной к тому времени казны внес сибирский губернатор кн. М.П.Гагарин, рассказавший П. о легендарной золотоносной реке Иркень и городе с тем же названием. Эти и другие слухи о несметных богатствах Средней Азии привели П. к мысли отправить две экспедиции на восток: одну – под видом ответного посольства в Хиву (кн. А.Б.Черкасский), а другую (И.Д.Бухольц) – через Сибирь на поиски реки и города Иркени (Еркета, Яркенда) с целью разведки и основания приграничного города на реке Иртыш и на озере Ямыш. Экспедиция И.Д.Бухольца 1714-1716 гг. оказалась неудачной, джунгары вынудили русских покинуть основанную им на Ямыше крепость, но на обратном пути, там, где река Омь впадала в Иртыш, И.Д.Бухгольц основал в 1716 г. крепость Омск. Подр. см. Евсеев. Экспедиция И.Д.Бухгольца. С. 47-59; Брежнева. Попытка установления. С. 290; Акишин. Иван Дмитриевич Бухгольц. С. 5-14 и др.
По версии писателя А.В.Иванова – автора романа «Тобол», князь Гагарин дезинформировал П. касательно наличии золота на р. Иркень. Экспедиция Бухольца, которую организовал князь Гагарин по воле П., ставила задачу поссорить Россию и джунгаров и позволить ему, Гагарину, установить с Китаем особые отношения и получить (отчасти с помощью отряда шведов) независимость. Нет ни одного документального свидетельства такого намерения Гагарина.
** В литературе нет единства в оценке результатов военного совета 22.05. А.З.Мышлаевский считал, что план был неудачен, т.к. силы флота распылялись в двух направлениях – на Ревель и на Або, вместо того, чтобы сосредоточиться в одном направлении – к Гангуту[14]. П.А.Кротов, напротив, полагал, что П., двинув флот к Ревелю, исходил из того, что датчане в июне пришлют-таки свой флот к Ревелю на помощь России, и тогда объединенный датско-русский флот сможет осилить шведский флот вице-адмирала Густава Ватранга. А это, в свою очередь, откроет стратегический простор для действий в Финляндии и Швеции, позволит принудить шведов к миру уже в 1714 г.[15] Точка зрения П.А.Кротова кажется более основательной. Поход корабельного флота в Ревель был необходим, во-первых, для соединения основной эскадры со стоявшими в гавани Ревеля шестью кораблями, прибывшими из-за границы. Без помощи флота эти корабли не могли выйти из Ревельской гавани и были бы блокированы там шведскими флотом. Во-вторых, о Ревеле как месте встречи с датским флотом русские дипломаты вели переговоры с датчанами уже давно. П., действительно, в мае-июне сохранял надежду, что король Фредерик IV пошлет свой флот на помощь России, хотя кн. В.Л.Долгоруков был убежден, что датчане воевать не хотят, да и денег у них нет («самая нищета»). Он сообщал, что к середине мая они подготовили к выходу в море лишь 6 кораблей против 20 шведских, вышедших из Карлскроны. Не было у датчан желания и воевать. Несмотря на заверения короля Фредерика IV и его министров, что со шведами «миру не учинят», кн. В.Л.Долгоруков серьезно подозревал, что датчане тайно ведут переговоры со шведами и «выведывают кондицеи, какия им будут предлагать с неприятелской стороны»[16]. Позже, в августе, он писал, что Фредерик IV начал интенсивные переговоры с курфюстом Ганноверским Георгом-Людвигом и прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I о разделе шведского наследия в Северной Германии и что, по мнению кн.Б.И.Куракина, Дания «в тихом своем молчании пребывет так, что никакого военного действа делать не хочет»[17].
[1]ПЖПВ. 1714 г. С. 107
[2]МИГО. 3. С. 13-14; ПЖПВ. 1714 г. С. 54.
[3]МИГО. 3. С. 79.
[4]МИГО. 3. С. 14; ГСВ. 1. С. 414.
[5]Голиков. ДПВ. 5. С. 237.
[6]МИРФ. 1. С. 499-500.
[7]МИГО. 1. Ч. 2. С. 99-101; КПБ. 75. Л. 352-353.
[8]ПСЗ. V. № 2811. С. 105-106; КПБ.75. Л. 350-351; Голиков. ДПВ. 5. С. 234-235; Пузанов. Восточная политика П. С. 527 – 531.
[9]МИГО. 1. Ч. 2. С. 98; КПБ. 75. Л. 354.
[10]МИГО. 1. Ч. 2. С. 98-99; Голиков. ДПВ. 5. С. 236; КПБ. 75. Л. 355.
[11]Голиков. ДПВ. 5. С. 236; Серов, Федоров. Дела и судьбы. С. 23.
[12] Андреев. Посольство Ашур-Бека. С. 92.
[13]Андреев. Хивинское ханство. С. 23-24.
[14]Мышлаевский. Петр Великий. С. 348.
[15]Кротов. Гангутская баталия. С. 56-57.
[16]ПКШ. 2. С. 188-190, 224.
[17]ПКШ. 2. С. 332-333, 352.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.