27.07.1713, пн. П. в СПб.
П. в СПб. В город прибыли два голландских галиота и пристали у Летнего сада, один доставил разобранную яхту, другой – садовые деревья, «питья и протчие столовые запасы»[1]*. Несомненно, что П. посетил их.
Письма и бумаги П.:1. М.И.Неклюдову письмо с указом об отпуске с В.И.Генниным солдат из Выборга[2]; 2. С.Л.Владиславичу-Рагузинскому письмо о том, чтобы нанял шлюзного мастера с помощниками[3]; 3. А.Д.Меншикову письмо о том, что «за дальностию и непрестанными отменами коньюктуроф подлинных указоф послать невозможно…», предписывает быть на стороне Дании в споре о Голштинии и препятствовать вмешательству в это дело Пруссии. В постскриптуме сказано, что П. получил также от А.Д.Меншикова два письма о взятии острова Рюген, поздравляет; сообщает об успехах русской армии в Финляндии, о взятии Гельсингфорса, так что в итоге «неприятелю ныне нет гавана ближе, как Гогланд и Галанд (Аланды – Е.А.)», что корабли эскадры адмирала Э.Ю.Лиллье «из Финского моря выбиты», выражает надежду, что «вся Финская земля будет сей же компании в руках» русской армии. Пишет также о прибытии пяти купленных кораблей – «приемышей», о гибели «Выборга», о приходе 24.07 шести голландских и английским кораблей, «из которых гальет да гукар ко мне и причалились к самым моим полатам (на которых есть и деревья и к вам). Чаю, что я еще от роду не видал, чтоб у двора моево такие суды были. Дай, Боже, впредь более»[4].
Разные письма и бумаги:1-2. Сенатские указы: о смотре отставных офицеров в Военной канцелярии; о платеже жалования калмыкам[5].
Комментарий.
* По мнению П.А.Кротова, это событие (как и приход 03.07 еще одного голландского корабля, а 29.07 английского и голландского торговых кораблей) означало то, что «С.-Петербург стал на регулярной основе развиваться как морской торговый порт, шведская блокада города со стороны моря ушла в прошлое»[6]. Сходной точки зрения придерживается и В.Н.Захаров, обращая внимание на особую активность англичан [7].
[1] ПЖПВ. 1713 г. С. 34.
[2] ПБП. 13-2. № 6140. С. 76.
[3] ПБП. 13-2. № 6141. С. 76.
[4] ПБП. 13-2. № 6143. С. 76-78; МИГО. 1. С. 15-17.
[5] ПСЗ. V. № 2701. С. 48-49; № 2702. С. 49.
[6] Кротов. Прорыв. С. 647; Кротов. Петербургский порт при Петре. С. 423-433.
[7] Захаров. Становление торгового судоходства. С. 269-276.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.