• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

28.08.1719, пт. П. в 12-м часу пришел в Кроншлот




28.08.1719
28.08.1719
Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729) граф (с 1702), князь Священной Римской империи (с 1705), светлейший князь Священной Римской империи, князь Российского царства, князь Ижорский, светлость (с. 1707), генерал от кавалерии (с 1705), генерал-фельдмаршал (1709), генералиссимус (с 1727), капитан флота (с 1707), шаутбенахт (с 1716), вице-адмирал (с 1721), адмирал (с 1727), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1703), президент Военной коллегии (1719-1724, 1726-1727). , Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 - 10.11.1728), стольник, комнатный стольник (1693), воевода Двинской (1693), поручик Семеновского полка (1694), судья Адмиралтейского приказа и губернатор Азова (1700 - 1706), "адмиралтеец" (1700), адмирал (1707), генерал-адмирал (с 1708), граф (с 1709), губернатор Азова (1710), президент Адмиралтейской коллегии, сенатор (с 1717) , Екатерина Алексеевна (Скавронская Марта, Крузе Марта, Трубачева, Катерина, Катерина Васильевская, Васильефская, Катерина-сама-третья, Матка, царица, Государыня), царица, императрица Екатерина I. , Куракин Борис Иванович, князь (псевдоним Панов Лука), комнатный стольник (1693), дипломат , Голиков И.И., историк , Анна Петровна (27.01.1708 – 04.05.1728), царевна, цесаревна (с 1721), дочь П. и Екатерины, вышла замуж за Карла-Фридриха, герцога Голштейн-Готторпского (21.05.1725), выехала с мужем в Киль (25.07.1727), родила принца Карла-Петера-Ульриха (10.02.1728), позже герцога Голштинского и великого князя Петра Федоровича (с 1742), императора Петра III , захоронена в Петропавловском соборе СПб (12.11.1728). , Сенявин (Синявин) Наум Акимович (ок. 1680-24.05.1738), бомбардир (1698), поручик (1709), капитан-командор (1719), шаутбенахт (1721), вице-адмирал (1727) , Сиверс Петр Иванович (Sivers Piter), шаутбенахт, Елизавета Петровна (Элизабет, четвертная лапушка), царевна, в будущем императрица , Ласси Петр Петрович (Лесси, Лесий, Lacy Pierce Edmond, de), генерал, Наталия Петровна (девчища Наталища), дочь П., царевна (2-ая, Младшая), ум. 1725, Норрис Джон (Norris John), английский адмирал, Некрасов Г.А., историк , Головин Николай Федорович (1795 – 15.07.1745), ученик Навигацкой школы (1706),, военно-морская учеба и служба в Голландии и Англии (1708 – 1719), лейтенант, капитан-лейтенант (1720), посол в Швеции (1725 – 1732), адмирал (1733), мл. сын Ф.А.Головина. Жена: Софья Никитична (рожд. Пушкина), Спарре (Sparre) Конрад, барон, шведский адмирал


П. в 12-м часу пришел в Кроншлот. В ГСВ ошибочно отмечено, что там П. получил от Н.Ф.Головина известие о движении английского флота. Приказано П.И.Сиверсу привести в готовность корабли при Наргене[1]. А.Д.Меншиков встречал П. у Котлина ночью с 28 на 29.08 и перешел со шлюпки на его галеру, «и вшед к Е.в., отдав надлежащую визиту, и целовался, купно прибыл в Екатерингоф, изволили кушать»[2].

Письма и бумаги П.: 1. П.И.Сиверсу письмо: прибыл поручик Н.Ф.Головин «к нам, в Березовые острова, вчерась, и о аглинских намерениях объявил…». Корабли «…петербургского дела не разснащайте, но будти при такой готовности при Наргене, дабы ежели флот аглинской к вам приближитца, то вы тотчас подите сюда», в Кронштадт. Дубликат от 29.08 из Екатерингофа[3]*; 2. Екатерине письмо «от Кроншлота» о том, что письма ее «у самова Кроншлота получил, на которое ответствую, что мы сегодня з господином адмиралом (Ф.М.Апраксиным – Е.А.) прибыли благополучно, а завтрее поедем рано до Катерингофа (Екатерингоф – Е.А.), где желаю вас видеть, что, дай, Боже и з разбойницами (царевны Елизавета, Анна и Наталия – Е.А.)»[4]; 3. Н.А.Сенявин писал 03.09 Ф.М.Апраксину, что 28.08 «Ц.в. указал мне отдать в команду корабль «Св. Исаакия–Виктория» и оный сей осени вооружить совсем», а экипаж (250 чел.) взять с «Гангута»[5]; 4. Упомянут указ о порядке регистрации и оформлении паспортов приезжающих в Россию иностранцев[6]

Разные письма и бумаги: кн. Б.И.Куракин – П. из Гааги, что извещение о победе П.П.Ласси от 30.07, «с флоту» получил[7].

Комментарий.

* П. реалистично оценивал соотношение сил флотов и поэтому увел свой флот в гавани. Известно, что объединенный англо-шведский флот (адмирал Джон Норрис) состоял из 16 английских кораблей (990 пушек) и 10 шведских (648 пушек) под командой адмирала Конрада Спарре, тогда как русский флот, согласно данным ведомости (май 1719 г.) составлял 18 линейных кораблей, хотя «надежных» (термин документа) было всего 12[8]. С такими силами выходить на бой в море было бессмысленно.

 


[1] ГСВ. 1. С. 501.

[2] ПЗМ. С. 326.

[3] Голиков. ДПВ. 7. С.  320; КПБ. 91. Л. 162-об.

[4] ПРГ. 1. С. 121.

[5] МИРФ. 2. С. 424.

[6] Петербург в эпоху Петра. С. 563.

[7] МИРФ. 4. С. 180.

[8] Некрасов. Новые источники. С. 298-299.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.