30.06.1718, пн. П. в СПб.
П. в СПб., был в Адмиралтействе на корабле (вероятно, накануне спущенном), туда прибыл А.Д.Меншиков с которым П. разговаривал «с полчаса», потом изволили «гулять в адмиралтействе по работам», затем разъехались[1]. По указу П. сановникам и всем другим было повещено, «чтобы были к погребению тела его, царевичева [Алексея], пополудни в 4 часа и съезжались к Троицкой церкви и ожидали прибытия Е.в. и вышеписанныя персоны всех чинов того числа по 4-х часов» съехались. «Пополудни в 7-м часу» прибыл П., а потом Екатерина. Отпевание производилось всем освященным собором во главе с местоблюстителем Стефаном, был благовест и звон, прощальное целование в руку, в 9 часу тело в закрытом гробу стольники и дворяне 24 человека**, перенесли в Петропавловский собор к погребению «у задних дверей на левой стороне». П. шел сразу за гробом, потом А.Д.Меншиков и другие, потом Екатерина, погребли царевича Алексея «близ гроба тела супруги его (кронпринцессы Шарлотты – Е.А.)». Потом П. и другие пошли в губернаторский дом (внутри крепости – Е.А.), где первоначально тело лежало и «довольствованы в помяновение оного обыкновенным столом, а духовныя особы и дачами (подарками – Е.А.), и разъехались» в 10 часу, у гробницы читали псалтырь 6 недель и стоял караул 4 человека с переменою из знатных дворян - петербургских жителей[2]*. По И.И.Голикову П. вначале похоронил сына, а потом был в Адмиралтействе[3]. Ф.Х.Вебер писал, что царевича Алексея похоронили после обеда в новом склепе возле его супруги Шарлотты, П. шел в процессии с царицей Екатериной и двором, одетом в траурных одеждах, «за исключением самого царя», который держал в руках свечку. «Присутствующие на сих похоронах рассказывали, что царь во время шествия и богослужения не мог сдержать слез, текших по его лицу. В церкви священник произнес надгробную проповедь на слова царя Давида «О, мой Авессалом, о, мой сын!»[4].
Письма и бумаги П.: Ведение касательно несения гроба царевича Алексея**[5]
Комментарий.
* Подробно о расходах на похороны см.: «Расходная книга Тайной канцелярии». Расходы составили смехотворную для похорон наследника престола сумму в 207 руб. 9 алтын 2 деньги[6]. Примечательно, что деньги на похороны царевича Алексея были взяты из средств, конфискованных у А.В.Кикина[7]. Траур не объявлялся, но грамоты о кончине царевича Алексея были разосланы по европейским столицам. По крайней мере, известна ответная (сочувственная) грамота Людовика XV от 19.10 (н.ст.). См. также: Долгова. После приговора. С. 262-263 [8].
** Гроб царевича несли стольники и дворяне: И.Р.Стрешнев, М.Г.Собакин, И.И.Стрешнев, кн. Ф.А.Голицын, кн. И.И.Долгоруков, С.П.Нелединский-Мелецкий, Ф.Е.Бутурлин, И.К.Пушкин, И.С.Потемкин, кн. Ф.[М.] Волконский, П.В.Собакин, Караваев, кн. Н.М.Жировой-Засекин, кн. М.И.Вадбольский, М.А.Головин, Ф.П.Вердеревский, П.Б. Сумороков, П.А.Лобков, И.В.Кожин, кн. А.В.Барятинский, кн. М.Ф.Шаховской, Г.С. Нащокин, Никита Борноволоков, М.Ф.Гружевский[9].
[1] ПЗМ. С. 235.
[2] Устрялов. История. 6. С. 281-283, 614-615; 538-539; Записка преставлению. С. 39; ПЖПВ. 1718 г. С. 31.
[3] Голиков. ДПВ. 7. С. 368.
[4] Вебер. Преображенная Россия. С. 163-164.
[5] Долгова. После приговора. С. 263.
[6] Царевич Алексей. С. 113.
[7] Есипов. Собрание документов. С. 113-114.
[8] Бантыш-Каменский. Обзор. 4. С. 90.
[9] Устрялов. История. 6. С. 539-540.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.