• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

"Религиозные и политические контексты концепции "Москва – третий Рим". Доклад Алексея Валерьевича Малинова на семинаре Лаборатории критической теории культуры

В ознаменование дня петербургской философии 16 ноября Лаборатория критической теории культуры проводит очередной семинар, на котором выступит д. филос. н., профессор Института философии СПбГУ и ведущий научный сотрудник Лаборатории критической теории культуры НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Алексей Валерьевич Малинов

Название доклада: "Религиозные и политические контексты концепции "Москва – третий Рим".

Начало мероприятия:  19:00.
Место проведения: аудитория 202 в корпусе НИУ ВШЭ по адресу наб. канала Грибоедова, д. 123, лит. А

Аннотация:

Теория «Москва – третий Рим» известна из двух сохранившихся в книжной традиции посланий старца Филофея (около 1465–1542): «Послания монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину с опровержением астрологических предсказаний Николая Булева и с изложением концепции «Третьего Рима»» и «Послания московскому великому князю Василию Ивановичу о “Третьем Риме”, обязанностях правителя, обряде крестного знамения», составленных между 1514–1521 гг. Филофей писал, обращаясь к великому московскому князю: «Вся христианская царства снидошася в твое царство, по сем чаем царства ему же нъесть конца» и «яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима подоша, а третии стоит, а четвертому не быти». Первый Рим впал в «аполинариеву ересь», то есть отошел от истинного христианства, второй Рим – Константинополь – был разорен турками («агаряне внуцы»), что в глазах древнерусского книжника было следствием религиозного отступничества (Флорентийская уния).

Теория «Москва – третий Рим» имеет две стороны: политическую и религиозную. Политическая состоит в признании «византийского наследства» великих московских князей, на которое они имеют право после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, дочери последнего византийского императора. Эту идею впервые сформулировали в 70-е гг. XV в. венецианские послы, заинтересованные во вступлении России в войну против Турции. Впоследствии к войне московских князей за «константинову вотчину» неоднократно призывал римский папа, предлагавший перемирие с польским королем, вступление России в антитурецкую коалицию, согласие на религиозную унию при главенстве римского епископа, учреждение Римом Московского патриаршества, коронацию московского великого князя римским папой. Все эти предложения были отвергнуты Иваном III и его наследниками. В эти годы Россия вела продолжительные войны с Польшей за южнорусские и западнорусские земли и была заинтересована в обосновании прав Москвы на киевское, а не византийское наследство. В политическом плане теории «Москва – третий Рим» предшествовала теория «Москва – второй Киев», и она была более актуальна.

В религиозном плане теория «Москва – третий Рим» развивала идею религиозного представительства, перенесения центра истинного православия из Византии в Россию. Главным православным храмом считался храм Святой Софии в Константинополе, но после падения Византии главным православным храмом был признан храм Вознесения в Иерусалиме. Идея религиозного преемства получила развитие в концепции «Москвы – Новый Иерусалима», ознаменованной уже в XVII в. строительством патриархом Никоном под Москвой Нового Иерусалима с храмом Вознесения.