• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студент департамента истории выиграл стипендию на исследования россики XVII века

Студент 2-го курса ОП «История» Никита Гайдышев выиграл стипендию от управляющей компании «Мир». Если он будет хорошо учиться, то станет каждый месяц до конца года получать 25 тысяч рублей без учета налога. Стипендия направлена на поддержку его исследований: студент изучает сказания иностранцев о Московии XVII века в творчестве поэта Джона Мильтона. Поговорили с Никитой об исследовательской работе и пользе разных исторических источников.

Студент департамента истории выиграл стипендию на исследования россики XVII века

Фото Питерской Вышки

— Когда вы заинтересовались историей?
— Не знаю, как так получилось. Наверное, во время подготовки к ЕГЭ я осознал, что история — моя стихия, и я хочу связать с ней жизнь. Но школьные уроки истории и наука — очень разные вещи. Реальные исследования нужно делать совсем по другим правилам. Но, несмотря на это, меня очень увлекло мое университетское образование, и я всем доволен.

— Какие исторические периоды и темы вам кажутся наиболее интересными?

— Когда я только пришел в Вышку, меня больше всего интересовала история России при правлении Алексея Михайловича. Я подошел к Адриану Александровичу Селину и попросился к нему под руководство, чтобы изучать россику того времени — это сказания иностранцев о России. В итоге на первом курсе я изучал, как россику XVII века вводили в научный оборот.

Однако пока я описывал историографию, то пришел к выводу, что влияние рассказов иностранцев о России того времени недостаточно отрефлексировано. При этом упоминания Московии есть в произведениях Уильяма Шекспира, Джона Мильтона,  Даниэля Дефо и других писателей. Я хотел написать новую курсовую работу о том, как россика повлияла на творчество этих трех авторов, но потом понял, что не успею проанализировать все их тексты сразу. Тогда я решил остановиться на Джоне Мильтоне, поэте и общественном деятеле XVII века.

— Расскажите поподробнее о будущем исследовании.

— Я сосредоточусь на одном из текстов Джона Мильтона — «Краткой истории Московии». Сам поэт не бывал в Московии, он анализировал тексты других авторов и на основании их делал собственный. Насколько я знаю, Мильтон хотел написать не только о Московии, но о многих государствах того времени. Но другие труды он, к сожалению, не успел закончить при жизни.

Думаю, Мильтон заинтересовался Московией, потому что между ней и Англией шла активная торговля. В то время в Московию часто приезжали купцы и дипломаты, и они делали заметки о том, что видели.
Если говорить в целом о россике в творчестве Мильтона, то правильнее всего фокусироваться на «Краткой истории Московии». В других его текстах намного меньше упоминаний Московии, хотя они все-таки есть. Например, в «Трактате о разводе» он, в частности, пишет и об особенностях разводов в московском государстве. Можно с уверенностью сказать об одном: Московия действительно интересовала Мильтона, иначе он бы не писал о ней.

Помимо «Краткой истории Московии» я обращусь и к тем текстам, на которые ссылался и не ссылался Мильтон. Иногда он не говорит, откуда взял какое-то описание, но можно провести параллели в историографии и проследить это.

— Чем интересна россика в целом?

— Если сочетать и российские, и иностранные источники о том времени, можно написать более качественное исследование, четче обрисовать тот период. Обычно путешественники делают заметки о том, что больше всего не похоже на их родные страны: например, какие-то религиозные обычаи или детали повседневности. Для местных подробности бытовой жизни в Московии обыденны, им не было нужды это описывать. А для иностранных путешественников во всем этом было что-то новое, и они охотно делились впечатлениями об увиденном. Теперь мы можем обо всем этом читать. 

Фото Питерской Вышки

— Недавно вы выиграли стипендию от управляющей компании «Мир». В каком размере?

— Это 25 тысяч рублей в месяц без учета налога. Если буду учиться не меньше, чем на шестерки, то буду получать ее до конца учебного года. Потом я должен составить отчет о своей исследовательской деятельности и предъявить готовый проект. А если мне захочется поучаствовать в конференции или написать статью — то стипендия это поощряет.

Думаю, большую часть стипендии я потрачу на книги: мне некомфортно читать с ноутбука. Хочется спокойно делать пометки и подчеркивать важные мысли. А книги, которые мне нужны, — довольно дорогие и редкие. Часть стипендии уйдет на платную подписку на Tilda: я планирую запустить сайт о Джоне Мильтоне и россике.

— Ого, а что за сайт про Мильтона?

— Это одна из задач, про которую я написал в мотивационном письме на стипендию. Я хочу выложить там результаты своего исследования, но презентовать их в интерактивном формате. Так, чтобы поняли вообще все — даже люди, далекие от истории и литературы. Сайт на Tilda я уже как-то делал — на курсе по цифровой грамотности, подписка поможет сделать его более удобным для читателей.

На этом сайте можно будет почитать интересные факты о Мильтоне и составить представление о нем. Там же будет биография поэта с таймлайном из основных этапов его жизни и, возможно, карта с локациями и описаниями из «Краткой истории Московии». Ну и конечно я расскажу, к чему пришел в процессе исследования россики.

— К каким научным достижениям вы хотите прийти за учебный год?

— Идеальный план — написать курсовую работу. Мне уже сейчас кажется, что она будет большая. Возможно, получится превратить ее в задел для будущего диплома.

Кроме того, у меня была идея статьи. Я хочу переделать курсовую первого года: первая глава с историографией достаточно хорошая, и я мог бы рассказать, как анализировали россику в XIX веке. Могу начать с первопроходца в этой теме — Фридриха фон Аделунга, я как раз описывал биографию этого автора и разбирал его труды. Если все совместить, получится интересно. 

Еще я постараюсь подать заявку на конференцию, если найду подходящую. Пока я не настолько сильно продвинулся в своей теме, но мне она нравится, и я буду в нее погружаться.  Я хочу связать свою жизнь с исторической наукой и продолжать свой профессиональный рост.