Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
Департамент был основан как факультет истории в 2012 году. Основная цель департамента — систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории. Миссия департамента — развитие нового типа исторического образования в России и новых исследовательских областей российской историографии в диалоге с современной мировой историографией.
В данном разделе Вы найдете онлайн лекции от наших преподавателей!
В рамках научно-учебной группы «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации» старший преподаватель Департамента истории Феликс Евгеньевич Левин предложил организовать медиевистический семинар, который впоследствии стал называться «Актуальное Европейское Средневековье и Раннее Новое время». Студенты и преподаватели НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург уже успели побывать на семинарских встречах и составить собственное мнение о деятельности семинара, подходах к обсуждению разных тем и о многом другом.
Маргарита Михайловна Дадыкина, доцент и старший научный сотрудник Департамента истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Выбранный руководителем семинара Ф. Е. Левиным формат позволяет привлечь не только тех студентов, которые уже выбрали медиевистику сферой своих научных исследований, но и для тех, чьи интересы только формируются, а также тех, кто специализируется в иных направлениях исторической науки.
Семинар проходил каждые две недели в течение прошедшего учебного года (2019/2020), в том числе и в период дистанционного обучения в формате онлайн. На них участники выбирали несколько текстов (главы монографий, статьи) для обсуждения, кроме того, рассматривались не только научные, но и популярные, художественные тексты и фильмы, имевшие отношение к выбранной проблематике и позволявшие затронуть вопросы о репрезентации средневековья (тематика public history) в современной культуре.
Выбранный руководителем семинара Ф. Левиным формат позволяет привлечь не только тех студентов, которые уже выбрали медиевистику сферой своих научных исследований, но и для тех, чьи интересы только формируются, а также тех, кто специализируется в иных направлениях исторической науки. Участие в обсуждениях на семинаре позволяет им расширить свои научные горизонты, понять корни проблем, актуальных для иных исторических периодов, познакомиться с работами ученых-медиевистов, для которых особенно важны серьезный критический анализ источников, специфические методологические подходы. Эти принципы, как можно надеяться, будут применены в дальнейшем в собственных работах. Свободная дискуссия, где не ставят оценки и потому снимается эффект страха публичного высказывания, позволяет овладеть в комфортной обстановке приемами научной полемики, что важно для развития у студентов самостоятельного мышления, умения аргументировать свое мнение, выслушивать и уважать мнение другого. Я бы рекомендовала студентам принимать участие в этом семинаре, даже в том случае, если сюжеты и вопросы, выносимые на обсуждение кажутся далекими от сферы их нынешних интересов. Стоит помнить о том, что эти интересы еще только формируются и общение с коллегами (как профессионалами, так и начинающими исследователями) позволит скорректировать собственную научную траекторию.
Наконец, хотелось бы подчеркнуть, что одной из задач и целей ОП История НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург является междисциплинарность, стремление рассматривать локальное в рамках глобальных процессов и горизонтов, создавать, сохранять и развивать сотрудничество специалистов из разных областей исторической науки и иных гуманитарных наук.
Марина Викторовна Лоскутова, доцент Департамента истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Очень важен необязательный, добровольный характер участия в семинаре, возможность высказаться даже начинающим участникам, возможность взаимодействовать с преподавателями в неформальной, но вместе с тем академической обстановке.
Медиевистический семинар департамента истории представляется мне очень полезным не только студентам, интересующимся историей средних веков, но и студентам других направлений по двум причинам: во-первых, это отличное место для неформальных научных дискуссий, в которых принимают участие как преподаватели, так и студенты, и аспиранты разного уровня подготовки. Это позволяет начинающим исследователям знакомиться с самой культурой научной дискуссии, стимулирует их к критическому анализу обсуждаемых материалов. Очень важен необязательный, добровольный характер участия в семинаре, возможность высказаться даже начинающим участникам, возможность взаимодействовать с преподавателями в неформальной, но вместе с тем академической обстановке. Особенно важно увидеть, как преподаватели, студенты старших курсов и аспиранты, не только задают, но и отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.
Во-вторых, семинар знакомит участников не только с сугубо академическими публикациями, но и с неакадемическими формами современного исторического сознания (кино, исторический роман и т.д.). Это обстоятельство позволяет начинающим исследователям, с одной стороны, глубже осмыслить, как связаны между собою историческая профессия и массовая культура. С другой стороны, это позволяет сделать их собственный досуг более интересным и содержательным.
Виталий Клейменов, студент 2 курса ОП История
В рамках семинара есть шанс найти что-то, так или иначе связанное с темой, пусть и не средневековой.
Как мне кажется, этот кружок привлекает не только медиевистов. В первую очередь, потому что на нем поднимаются темы, о которых обычно не говорится отдельно в курсах по Средним векам. В рамках семинара есть шанс найти что-то, так или иначе связанное с темой, пусть и не средневековой. Медиевистический кружок отлично помогает в расширении кругозора. Не зря же он называется «Актуальное Средневековье»: изучение медиевализмов в современной культуре никто не отменял, и оно вполне может быть интересно не только медиевистам.
Этот кружок дополняет, если не заменяет порой, наши курсы и дисциплины по Средним векам, которых нам откровенно не хватает. Честно говоря, мне бы хотелось почаще обсуждать на нем более традиционные темы, так как я сам занимаюсь военной историей, а у нас она не совсем в почёте, но я ни на чем не настаиваю.
Никита Малиновский, студент 3 курса ОП История
Благодаря участию в семинарах ученых, применяющих разные методы и подходы, от микроистории и исторической антропологии до интеллектуальной истории и компаративистики, студенты получают дополнительный опыт использования методологического аппарата.
Семинар «Актуальное Европейское Средневековье и Раннее Новое время» был создан для тех, кто интересуется медиевистикой и Ранним Новым временем, но дискуссии часто затрагивают другие эпохи и направления.
На заседаниях рассматриваются проблемные медиевистические темы. Так, некоторые из прошедших семинаров были посвящены индивидуальности в эпоху Ренессанса и Раннего Нового времени на примере работ С. Гринблатта, Л. М. Баткина, Н. Земон Дэвис и фильма «Возвращение Мартина Герра», средневековым судебно-правовым традициям, где рассматривался феномен судов над животными, формальному и функциональному анализу средневековых нарративов, сказок и мифов, а также другим кейсам.
Дискуссии на семинаре зачастую выходят за пределы хронологических рамок Средневековья, что приводит к постановке новых вопросов, касающихся, например, современного восприятия истории и историописательных практик. К примеру, в таком контексте обсуждался роман Д. Тей «Дочь времени» и фильме Р. Лонкрейна «Ричард III». На семинарах также обсуждаются и новые работы преподавателей департамента, где есть возможность задать вопросы автору. Например, одно из заседаний было посвящено книге А. А. Вовина «Городская коммуна средневекового Пскова: XIV — начало XVI вв.».
Благодаря участию в семинарах ученых, применяющих разные методы и подходы, от микроистории и исторической антропологии до интеллектуальной истории и компаративистики, студенты получают дополнительный опыт использования методологического аппарата. Тематическое разнообразие поддерживается вариативностью рассматриваемого материала: как текстового, так и визуального, как научного, так и художественного.
Семинары способствуют дополнительной научной социализации студентов. Подобная форма коммуникации развивает навыки ведения научной дискуссии. Часто студенты задают необычные вопросы или высказывают мысли, которые вызывают продолжительные обсуждения. Взаимодействие преподавателей и студентов разных департаментов и специализаций позволяет изучить историографию вне рамок учебной программы, а также посмотреть на знакомые вещи под новым углом.
Анастасия Смирнова, студентка 4 курса ОП Филология
Следует отметить разнообразие научных интересов участников кружка и комфортную обстановку обсуждений.
Семинар «Актуальное Европейское средневековье и Раннее Новое время», созданный по инициативе студентов и преподавателей образовательной программы «История», позволяет принять участие в научной дискуссии с представителями разных областей гуманитарного знания.
Главным достоинством медиевистического кружка является его открытость, которая распространяется как на выбор предмета дискуссии (будь то исторический источник, научная работа или же художественный фильм), так и на ее участников. В обсуждении, как правило, участвуют не только студенты старших курсов, аспиранты и преподаватели, но и студенты младших курсов, в чьем восприятии академическая наука, зачастую, представляется чем-то чересчур сложным и неинтересным.
Также следует отметить разнообразие научных интересов участников кружка и комфортную обстановку обсуждений. Последнее, на мой взгляд, делает семинар одним из лучших образовательных проектов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург последнего времени.
Татьяна Гринюк, студентка 2 курса ОП История
Неудивительно, что здесь каждый может найти что-то свое, ведь понятие «Средневековье» настолько широко.
Формат семинара позволяет не только высказаться студентам и послушать коллег, но и избежать некоторых формальностей, свойственных обычным учебным семинарам, таких как необходимость тянуть руку каждый раз. В целом, это замечательная возможность пообщаться как с преподавателями, так и с учащимися с других курсов.
Очевидно, что круг интересов историков не ограничивается только основной тематикой их работ. Это не совсем мой случай, но при знакомстве с участниками кружка порой можно услышать: «Я занимаюсь другим периодом, но мне все равно интересно». Неудивительно, что здесь каждый может найти что-то свое, ведь понятие "Средневековье" настолько широко.
На семинарах можно посмотреть на одну и ту же тему с разных точек зрения. Особенно заметно это было во время обсуждения иконографии Антихриста в средневековой Руси: текст был про Русь, но место нашлось и античной философии, и инкубам семнадцатого века, моей теме исследования.
Департамент истории: Доцент
Департамент истории: Старший преподаватель
Доцент департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге