• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мастер-классы


Мастер-класс профессора Дэвида Армитаджа в мае 2016 г.

27 мая 2016 г. для аспирантов Департамента истории 1-3 курсов, а также аспирантов других университетов (по предварительной записи) был проведен мастер-класс под названием “Approaches to Global History” декана факультета истории Гарвардского университета Дэвида Армитаджа.

Дэвид Армитадж - профессор истории (им. Ллойда С.Бланкфейна) и декан факультета истории Гарвардского Университета, где он преподает международную и интеллектуальную историю. Он является профессором департамента государственного управления и юридической школы Гарвардского Университета, а также Почетным профессором истории Университета Сиднея. Опубликовал 15 книг, среди которых: "Идеологические Основы Британской Империи" (Издательство Кембриджского университета, 2000), "Декларация Независимости: Глобальная История" (Издательство Гарвардского Университета, 2007), (ред.) "Век Революций в Глобальном Контексте" 1760-1840 (Издательство Полгрейв, 2010), "Основы Современной Международной Мысли" (Издательство Кембриджского университета, 2013), (соавтор) "Манифест Истории" (Издательство Кембриджского университета, 2014), (ред.) "Истории Тихоокеанского региона: Океан, Земля, Люди" (Издательство Полгрейв, 2014), "Гражданская Война: История в Идеях"(Издательство Альфреда Нопфа, 2017).


Мастер-класс профессора Рональда Суни в декабре 2015 г.

19-21 декабря 2015 г. в Репино в рамках международного исследовательского проекта «Сравнительные исторические исследования империи и национализма» состоялся семинар «Имперские Преобразования – Российская, Советская и Пост-Советская история» (Imperial Transformations – Russian, Soviet and Post-Soviet History) под председательством ведущего международного ученого Рональда Сюни.

Мероприятие было организовано департаментом истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Центром исторических исследований и международным проектом «Сравнительные исторические исследования империи и национализма» под руководством Рональда Суни. Главный вопрос проекта – как опыт Российской империи и СССР соотносится с картой исследований империй и колониализма? Временной нишей являются моменты кризиса и реформирования, когда происходит переосмысление принципов управления имперским разнообразием.

Семинар являлся продолжением цикла лекций профессора Р. Сюни на базе НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург «Russia’s Empires. Thinking About Empire» для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В курсе лекций были рассмотрены различные вопросы, касающиеся истории Российской империи и Советского Союза.

В результате проведенного на базе НИУ ВШЭ выездного семинара были исследованы вопросы, касающиеся постколониализма и постимпериализма, концепта демократии, национального государства и империи. В ходе дискуссий было выявлено, что постколониализм отличается от постимпериализма тем, что подразумевает не просто политическую свободу от империи, но и свободу образа мыслей. Говорилось также об использовании большевиками концепта демократии для захвата власти. Эту идею следует рассматривать в контексте влиятельного западного дискурса, согласно которому коммунизм сам по себе не может существовать и рано или поздно должен прекратить свое существование. Кроме того, был поднят вопрос о соотношении национального государства и империи. Прежде всего было отмечено, что империи не всегда сменяются национальными государствами. Национальные государства могут быть рассмотрены как империи в миниатюре, так как они также основаны на колонизации и захвате. Тем не менее, следует учитывать, что как национальное государство, так и империя являются идеальными типами, не существующими в реальности.

Также профессором Сюни были проведены мастер-классы для аспирантов с целью обсуждения рукописей их научных статей на английском языке.

Мастер-класс профессора Питера Стернза в декабре 2014 г.

13 декабря в рамках традиционных мастер-классов программы академической аспирантуры Департамента истории состоялась встреча аспирантов с  профессором университета Джорджа Мейсона, основателем и редактором журнала "Journal of Social History", Питером Стернзом.
Прошедший мастер-класс был посвящён обсуждению современных тенденций культурной истории. Будучи одним из основоположников этого направления,  профессор Стернз начал выступление с панорамного рассказа о причинах формирования подхода из русла социальной истории и основных его чертах. С одной стороны, «культурный поворот» привнес более глубокое и комплексное понимание, казалось бы, очевидных ранее явлений, выходя на уровень анализа ценностей и веры людей, не затрагиваемый в рамках социальной истории. Более того, он привел к расширению исторической тематики, формированию новых направлений – истории чувств и эмоций, что тоже существенно меняет наши представления о прошлом. Так, взгляд через призму истории эмоций позволяет проследить, с какого времени в обществе то или иное чувство (к примеру, стыд) начинает артикулироваться и рефлексиоваться в качестве такового, в том числе на семантическом уровне. Однако, как отметил профессор Стернз, сказались и отрицательные последствия культурного поворота в исторических исследованиях, одним из которых можно считать уход истории в сторону семантической интерпретации, что приводит к отдалению от социальных наук.
Развернувшееся после вступительной лекции активное обсуждение, благодаря насыщенным комментариям профессора Стернза и руководителя Департамента истории Александра Семенова, позволило прояснить многие аспекты исследований, выполненных  в  русле культурной истории и истории эмоций, а также возможные перспективы развития этих направлений.

Мастер-классы Сергея Глебова в ноябре 2014 г.

В 2014-2015 учебном году в рамках программы академической аспирантуры Департамента истории питерской Вышки состоялось несколько тематических аспирантских мастер-классов. Встречи, посвященные проблеме гражданства в России и Советском Союзе, провел приглашенный преподаватель Департамента истории Сергей Глебов (Smith College and Amherst College, Массачусетс). Помимо новых аспирантов программы, во встречах участвовали постдок Антон Котенко и аффилированный с департаментом аспирант Университета Британской Колумбии Дмитрий Мордвинов.

Формат аспирантских  мастер-классов департамента истории предполагает интенсивное чтение и не менее интенсивное обсуждение. И если с первым аспиранты справляются сами, неугасающая дискуссия - во многом заслуга профессора Глебова, сумевшего поддержать продуктивную полемику и вовлечь в нее всех присутствовавших. Результатом встречи стало не только критическое знакомство с основными подходами к теме подданства и гражданства в России и СССР, но и осмысление данной проблематики в ключе сравнительной истории.


Мастер-класс профессора Рональда Сюни в марте 2014 г.

14 марта 2014 года на факультете истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге прошел первый международный мастер-класс для аспирантов аспирантcкой школы по истории ВШЭ. Он был проведен Рональдом Сюни, профессором политической и социальной истории Мичиганского университета и почетным профессором политологии Чикагского университета. В мастер-классе также участвовали молодые преподаватели факультета истории.

Сюни рассказал о развитии своих научных взглядов и подходов к социальной и политической истории в контексте историографии времен Холодной войны, были разобраны особенности новых подходов и методологий социальной истории в глобальной историографии, а также проанализированы основные историографические дебаты по истории СССР в западной историографии. Важной частью комментариев проф. Сюни было то, что он был активным инициатором и участников многих из разбираемых историографических дискуссий (например, дебат «школы тоталитаризма» и «ревизионистской школы» или дискуссия о необходимости и доверии историков к архивам советского времени).

Его личные воспоминания об этих дебатах, вплетенные в ткань мастер-класса, представили собой вариант устной истории историографии периода Холодной Войны. Ведущий мастер класса также прокомментировал диссертационные проекты слушателей аспирантской школы по истории ВШЭ с точки зрения историографических контекстов изучаемых исследовательских вопросов и методологии исследований по темам Новой и Новейшей истории России.

Доброжелательная критика, живой интерес и чувство юмора гостя помогли установить рабочую, но теплую атмосферу, а цепкие комментарии модератора (профессора Александра Семенова) стимулировали дискуссию. Профессор Сюни отметил, что, благодаря свободному доступу к информации, владению английским и присутствию международных преподавателей в ВШЭ, молодые российские ученые имеют возможность преодолеть наследие холодной войны и развивать историческую науку на уровне и вместе со своими зарубежными коллегами.