• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новейшая мировая историография и историографическая критика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 семестр

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Новейшая мировая историография и историографическая критика» нацелена на ознакомление аспирантов с новейшими достижениями историографии. Задачи курса нацелены на приобретение аспирантами исследовательских навыков в области исследования историографических идей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Новейшая мировая историография и историографическая критика» нацелена на ознакомление аспирантов с новейшими достижениями историографии
  • Задачи курса нацелены на приобретение аспирантами исследовательских навыков в области исследования историографических идей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Cпособен к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
  • Cпособность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Cпособность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
  • Способен грамотно оценивать научные произведения, рассматривать их в социокультурном и парадигмальном контекстах
  • Способен обрабатывать данные, необходимые для собственного научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
  • Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами
  • Способен заниматься исследовательской деятельностью с привлечением концепций, встроенных в современную парадигму
  • Проявляет уверенные навыки рефлексии в отношении изученных материалов в области исторического знания и материалов междисциплинарного характера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Новейшая историография по допетровской России.
    Тема 1. Новейшая историография по истории Руси X-XI вв. - современный взгляд на понятие «феодализм» - историография понятия «Киевская Русь» - современная историография социальной организации Древней Руси Тема 2. Новейшая историография по истории Древней Руси. XII-XIV вв. - источники по истории Древней Руси. Познавательные возможности источников - пределы Древнерусской культуры - современные взгляды на место Древней Руси в пространстве Европы западной Азии Тема 3. Рождение Московии. Новейшая историография. - древнерусское наследие: Литва и Москва - политическая культура Москвы и Дешт-и-кипчак - вариативность средневековой культуры Руси XV в. - Московское государство Ивана III Тема 4. Московское царство XVI в. Новейшая историография. - политическая история Москвы первой половины XVI в. - внешняя политика Ивана IV и Европа - проблема самодержавия - спорные вопросы историографии Смутного времени - политическая культура допетровского московского общества Тема 5. Россия XVII века. Новейшая историография. - спорные вопросы историографии Смутного времени - проблема самодержавия - политическая культура допетровского московского общества
  • Петр I – Николай I. Новейшая историография по периоду
    Тема 6. Петр Великий и значение его реформ в Россия в первой четверти XVIII века. Новейшая историография. - историография петровских реформ: комплиментарная и критическая историография 18 века и эволюция историографии в 19-20 веках - проблема реформ для России: вестернизация или оригинальный путь развития? «Спуская с русским обычаем» - Петр Великий и его самодержавие Тема 7. Эпоха дворцовых переворотов» и становление русского дворянства. Новейшая историография. - особенности самодержавия после смерти Петра Великого - 1730 год и попытка конституционной реформы - стагнация или стабильность?: экономика России в середине 18 века Тема 8. Реформы Екатерины Великой. Русская версия Просвещения. Новейшая историография. - Екатерина у власти: «самодержавие с человеческим лицом» - Концепция «законной монархии» Екатерины - Создание сословного строя и «нового рода людей» - Имперские идеи и их реализация Тема 9. Реформы Александра Первого и их судьба. Новейшая историография. - Мир идей Александра I и их эволюция - Феномен Сперанского и проект конституционной реформы - Борьба с Наполеоном и ее последствия для имперской политики России - Аракчеев и военные поселения: мечта о совершенной России Тема 10. Государственность застоя. Эпоха Николая I. Новейшая историография. -Принципы власти и личность Николая Первого -Идеи декабристов и Николай -Проекты реформ и их судьба. Феномен Киселева -Истоки Крымской войны
  • Новейшая историография по темам от «великих реформ» до позднего СССР.
    Тема 11. Великие реформы. Новейшая историография. -Реформы Александра II и русское общество -Внешняя политика и Великие реформы -«Освободительное движение в России» в современной мировой историографии Тема 12. Политические преобразования в России в начале XX в. Новейшая историография. -Современные направления исследования политической структуры российского общества начала ХХ в. -Элиты и антиэлиты в Российской империи -Методы исследования русских революций ХХ века -Октябрьский переворот в новейшей историографии Тема 13. Тоталитарный строй в СССР. Новейшая историография. -Понятие тоталитаризма в современной историографии -Тоталитаризм в СССР: государственное насилие и общественная поддержка -Становление и особенности тоталитаризма в СССР Тема 14. Вторая мировая война: новые подходы. Новейшая историография. -Современные взгляды на характер участия СССР во Второй мировой войне -Вторая мировая война: оценки масштабов потерь -СССР и страны Альянса: формы сотрудничества во Второй мировой войне Тема 15. СССР второй половины XX в. Новейшая историография. -Послевоенный СССР: транзит сталинского режима -Доктрина «ограниченного суверенитета» -Современные оценки внешней политики СССР 1960-1980-х гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
    Глубина знаний пройденного учебно-программного материала во время участия аспиранта в дискуссиях на семинарских занятиях оценивается через инициацию дискуссии между аспирантами с модерирующей ролью преподавателя. Обсуждению подвергается материал, представленный на семинарских занятиях, в зависимости от тематического блока. Преподаватель оценивает участие аспирантов в дискуссии в соответствии с обозначенными критериями и структурирует дискуссию посредством наводящих вопросов
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа, выполняется письменно в течение 40 минут, содержит 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов. Вопросы задания могут повторять вопросы из билетов итогового экзамена, чтобы аспирант в процессе выполнения контрольной работы ознакомился с предъявляемыми требованиями к ответу на итоговом контроле в форме экзамена, а также получил представление о достаточности/недостаточности собственного уровня освоения пройденного материала.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль производится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Аспирант имеет 30 минут на подготовку и должен дать развёрнутый ответ на представленные в билете вопросы, в соответствии с материалами учебной программы. Каждый билет содержит два экзаменационных вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История России 862-1917 гг., Шмурло, Е.Ф., 1997
  • Новейшая история России. 1914 - 2005 : Учеб. пособие, , 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • GERASIMOV, I. (2017). The Great Imperial Revolution. Ab Imperio, (2), 21–44. https://doi.org/10.1353/imp.2017.0029
  • GERASIMOV, I., GLEBOV, S., & MOGILNER, M. (2016). Hybridity: Marrism and the Problems of Language of the Imperial Situation. Ab Imperio, (1), 27–68. https://doi.org/10.1353/imp.2016.0023
  • SEMYONOV, A. (2017). How Five Empires Shaped the World and How This Process Shaped Those Empires. Ab Imperio, 18(4), 27–51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=128449757
  • Wortman, R. (2011). Methodology and Theory: The “Integrity” (tselost’) of the State in Imperial Russian Representation. Ab Imperio, (2), 20–45. https://doi.org/10.1353/imp.2011.0035