• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Article
Changing Menstrual Habits in Late 20th- and Early 21st-Century Russia

Vasilyev P., Konovalova Alexandra.

Open Library of Humanities. 2023. Vol. 9. No. 1. P. 1-20.

Book chapter
Medicine on Russian-Language Social Media

Karpova Y., Vasilyev P.

In bk.: The Rowman & Littlefield Handbook of Bioethics. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2022. Ch. 30. P. 350-360.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Topics in Current Historiography and Historiographic Critique

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 semester

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Новейшая мировая историография и историографическая критика» нацелена на ознакомление аспирантов с новейшими достижениями историографии. Задачи курса нацелены на приобретение аспирантами исследовательских навыков в области исследования историографических идей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Новейшая мировая историография и историографическая критика» нацелена на ознакомление аспирантов с новейшими достижениями историографии
  • Задачи курса нацелены на приобретение аспирантами исследовательских навыков в области исследования историографических идей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Cпособен к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
  • Cпособность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Cпособность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
  • Способен грамотно оценивать научные произведения, рассматривать их в социокультурном и парадигмальном контекстах
  • Способен обрабатывать данные, необходимые для собственного научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
  • Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами
  • Способен заниматься исследовательской деятельностью с привлечением концепций, встроенных в современную парадигму
  • Проявляет уверенные навыки рефлексии в отношении изученных материалов в области исторического знания и материалов междисциплинарного характера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Новейшая историография по допетровской России.
    Тема 1. Новейшая историография по истории Руси X-XI вв. - современный взгляд на понятие «феодализм» - историография понятия «Киевская Русь» - современная историография социальной организации Древней Руси Тема 2. Новейшая историография по истории Древней Руси. XII-XIV вв. - источники по истории Древней Руси. Познавательные возможности источников - пределы Древнерусской культуры - современные взгляды на место Древней Руси в пространстве Европы западной Азии Тема 3. Рождение Московии. Новейшая историография. - древнерусское наследие: Литва и Москва - политическая культура Москвы и Дешт-и-кипчак - вариативность средневековой культуры Руси XV в. - Московское государство Ивана III Тема 4. Московское царство XVI в. Новейшая историография. - политическая история Москвы первой половины XVI в. - внешняя политика Ивана IV и Европа - проблема самодержавия - спорные вопросы историографии Смутного времени - политическая культура допетровского московского общества Тема 5. Россия XVII века. Новейшая историография. - спорные вопросы историографии Смутного времени - проблема самодержавия - политическая культура допетровского московского общества
  • Петр I – Николай I. Новейшая историография по периоду
    Тема 6. Петр Великий и значение его реформ в Россия в первой четверти XVIII века. Новейшая историография. - историография петровских реформ: комплиментарная и критическая историография 18 века и эволюция историографии в 19-20 веках - проблема реформ для России: вестернизация или оригинальный путь развития? «Спуская с русским обычаем» - Петр Великий и его самодержавие Тема 7. Эпоха дворцовых переворотов» и становление русского дворянства. Новейшая историография. - особенности самодержавия после смерти Петра Великого - 1730 год и попытка конституционной реформы - стагнация или стабильность?: экономика России в середине 18 века Тема 8. Реформы Екатерины Великой. Русская версия Просвещения. Новейшая историография. - Екатерина у власти: «самодержавие с человеческим лицом» - Концепция «законной монархии» Екатерины - Создание сословного строя и «нового рода людей» - Имперские идеи и их реализация Тема 9. Реформы Александра Первого и их судьба. Новейшая историография. - Мир идей Александра I и их эволюция - Феномен Сперанского и проект конституционной реформы - Борьба с Наполеоном и ее последствия для имперской политики России - Аракчеев и военные поселения: мечта о совершенной России Тема 10. Государственность застоя. Эпоха Николая I. Новейшая историография. -Принципы власти и личность Николая Первого -Идеи декабристов и Николай -Проекты реформ и их судьба. Феномен Киселева -Истоки Крымской войны
  • Новейшая историография по темам от «великих реформ» до позднего СССР.
    Тема 11. Великие реформы. Новейшая историография. -Реформы Александра II и русское общество -Внешняя политика и Великие реформы -«Освободительное движение в России» в современной мировой историографии Тема 12. Политические преобразования в России в начале XX в. Новейшая историография. -Современные направления исследования политической структуры российского общества начала ХХ в. -Элиты и антиэлиты в Российской империи -Методы исследования русских революций ХХ века -Октябрьский переворот в новейшей историографии Тема 13. Тоталитарный строй в СССР. Новейшая историография. -Понятие тоталитаризма в современной историографии -Тоталитаризм в СССР: государственное насилие и общественная поддержка -Становление и особенности тоталитаризма в СССР Тема 14. Вторая мировая война: новые подходы. Новейшая историография. -Современные взгляды на характер участия СССР во Второй мировой войне -Вторая мировая война: оценки масштабов потерь -СССР и страны Альянса: формы сотрудничества во Второй мировой войне Тема 15. СССР второй половины XX в. Новейшая историография. -Послевоенный СССР: транзит сталинского режима -Доктрина «ограниченного суверенитета» -Современные оценки внешней политики СССР 1960-1980-х гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
    Глубина знаний пройденного учебно-программного материала во время участия аспиранта в дискуссиях на семинарских занятиях оценивается через инициацию дискуссии между аспирантами с модерирующей ролью преподавателя. Обсуждению подвергается материал, представленный на семинарских занятиях, в зависимости от тематического блока. Преподаватель оценивает участие аспирантов в дискуссии в соответствии с обозначенными критериями и структурирует дискуссию посредством наводящих вопросов
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа, выполняется письменно в течение 40 минут, содержит 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов. Вопросы задания могут повторять вопросы из билетов итогового экзамена, чтобы аспирант в процессе выполнения контрольной работы ознакомился с предъявляемыми требованиями к ответу на итоговом контроле в форме экзамена, а также получил представление о достаточности/недостаточности собственного уровня освоения пройденного материала.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль производится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Аспирант имеет 30 минут на подготовку и должен дать развёрнутый ответ на представленные в билете вопросы, в соответствии с материалами учебной программы. Каждый билет содержит два экзаменационных вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История России 862-1917 гг., Шмурло, Е.Ф., 1997
  • Новейшая история России. 1914 - 2005 : Учеб. пособие, , 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • GERASIMOV, I. (2017). The Great Imperial Revolution. Ab Imperio, (2), 21–44. https://doi.org/10.1353/imp.2017.0029
  • GERASIMOV, I., GLEBOV, S., & MOGILNER, M. (2016). Hybridity: Marrism and the Problems of Language of the Imperial Situation. Ab Imperio, (1), 27–68. https://doi.org/10.1353/imp.2016.0023
  • SEMYONOV, A. (2017). How Five Empires Shaped the World and How This Process Shaped Those Empires. Ab Imperio, 18(4), 27–51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=128449757
  • Wortman, R. (2011). Methodology and Theory: The “Integrity” (tselost’) of the State in Imperial Russian Representation. Ab Imperio, (2), 20–45. https://doi.org/10.1353/imp.2011.0035