• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялось первое открытое заседание НУГ «Трансмедиальные исследования литературы»

29-го января в 17:00 в рамках первого открытого онлайн-заседания научно-учебной группы «Трансмедиальные исследования литературы» с докладом «Музыка в прозе: о категории музыкального стимулякра» выступил руководитель НУГ, доцент департамента филологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Иван Делазари.

Доклад предварялся приветственными словами участников НУГ - основателя семинара «Интермедиальность литературы» Артёма Рыжкова, который координировал встречу, и Анны Ширбановой, кратко рассказавшей собравшимся о научно-учебной группе и ее проекте.

На примере финального эпизода «Гранатового браслета» Александра Куприна докладчик дал определение введенному им термину музыкальный стимулякр в контексте других терминов, описывающих примерно то же явление (вербальная музыка, музыкальный экфрасис, интермедиальная транспозиция), и показал, какие зоны «Треугольного айсберга музыкального опыта», обозначенные на схеме, попадают в зону восприятия читателя словесного описания музыкального произведения. 

За почти пятидесятиминутным докладом последовала оживленная дискуссия, вращавшаяся вокруг приведенного в докладе литературного примера. В частности, Ольга Манулкина (СПбГУ) выразила сомнение в том, что словесное переложение Largo appassionato из второй фортепианной сонаты Бетховена, мысленно осуществленное купринской героиней,  соответствует именно этой музыке Бетховена, а не любому произведению Шопена, Шуберта или Баха с похожим элегическим настроением. Ольга Борисовна указала и на то, что эпиграф к «Гранатовому браслету» изначально представлял собой нотную запись, чем вывела разговор на проблему различных уровней музыкального восприятия читателей и слушателей разных эпох и разной степени подготовленности. В продолжение темы Юлия Чернышёва (НИУ ВШЭ) указала на значимость присутствия в купринской сцене профессиональной  пианистки, как бы по случайному совпадению сыгравшей героине именно вторую сонату Бетховена, и провела параллель между музыкальным эпизодом Куприна и визуальными аспектами «Клары Милич» Тургенева, разбиравшегося в курсе участника НУГ Дмитрия Токарева (НИУ ВШЭ) о проблемах интермедиальности. Сам Дмитрий Викторович, в свою очередь, солидаризировался с указанием Елены Маркасовой (Пекинский университет иностранных языков) на низкие художественные достоинства «Гранатового браслета», после обсуждение затронуло вопрос о соотношении элитарных и популярных зон читательского восприятия. Кроме того, с вопросами и репликами по следам доклада выступили участница НУГ Ксения Дергунова (НИУ ВШЭ), Петр Корень (НИУ ВШЭ) и Валерий Тимофеев (СПбГУ). 

Ссылка на запись семинара: https://vk.com/intermediality?z=video-203185186_456239027%2Fbe339cefc29b7419d6%2Fpl_wall_-203185186