Кандидат исторических наук, PhD Михаил Белан о холерных бунтах в Старой Руссе
11 октября 2024 года в рамках регулярного научного семинара департамента истории и Центра исторических исследований состоялся научный доклад Михаила Белана (PhD in History, канд. ист. наук) на тему: «Городское население Старой Руссы в холерных бунтах 1831 г: действия, мотивы и представления людей».
Доклад о холерных бунтах в Старой Руссе Михаил Белан представил по мотивам своей статьи «Сholera Riots in Staraia Russa in 1831. People and the Authorities: Actions, Motives, Concerns», опубликованной в The Slavonic and East European Review (V. 102, N. 2, April 2024) и подготовленной в рамках совместного проекта НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и НовГУ «Практики урбанистического развития в российском политическом пространстве конца XV – начала XVII в.: человек и малый город» программы «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ.
В докладе Михаил рассказал о концепции своего исследования – сопоставительном анализе действий участников, причин, которыми они при этом руководствовались, и их возможных представлений – в том числе о власти. С этими материалами Михаил работал при исследовании отдельного делопроизводства Специальной военной комиссии по 139 «бунтовщикам» из семей купцов и мещан – комплекса архивных материалов из РГВИА, впервые вводимых в широкий научный оборот. Методологически работа строилась на анализе и корреляции показаний жертв и свидетелей бунта, отчетов «водворявших порядок» офицеров, статей обвинений четырех степеней тяжести, «ответов» обвиняемых по пунктам обвинений, а также иных дел комиссии думы Старой Руссы. Указав на историографические лакуны исследуемой темы и осветив в общих чертах ход бунтов, Михаил поделился тем, что могут рассказать о них его источники, а затем представил гипотезу о потенциальной возможности связать черты спонтанного возмущения, которыми характеризовался бунт, с растущим переосмыслением горожанами своего места и роли и отношения к властям, а также о корреляции случая с подобными эпизодами в других странах Европы.
Доклад завершился дискуссией о перспективности компаративистской оптики исследования, некоторых аспектах социальной истории Старой Руссы и новых вопросах, которые из них вытекают в рамках проблематики представленного исследования.