• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Альбина Завёрткина о проблематизации понятий «городского» и «деревенского»

Выпускница магистратуры департамента истории и участница проекта РНФ «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов» Альбина Завёрткина в январе 2024 года провела полевое исследование в Брянской области об особенностях урбанизации небольшого города в позднесоветский период.

Фотография из личного архива Альбины Завёрткиной

Фотография из личного архива Альбины Завёрткиной
НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Моё исследование посвящено проблематизации понятий «городского» и «деревенского». Что мы считаем городом, а что – деревней? Насколько наши представления и внутренние ощущения совпадают с формальными административными делениями территорий? Есть ли общие свойства «городских» и «деревенских» поселений? Есть ли существенные различия между разными территориями, подпадающими под одну категорию? Для меня наш исследовательский проект – это возможность исследовать разность поселений «за пределами столиц» и показать их многообразие.

В январе 2024 года я провела полевое исследование, где собирала интервью, ходила на общие встречи с жителями, изучала локальные архивные материалы. В пространстве небольшого города, объекта моего исследования, помимо домов и административных зданий, много гаражей и сараев. Когда я приезжаю в город и говорю, что мне интересно его прошлое и настоящее, история его строительства, жители не считают важным рассказывать мне про сараи. Мне начинают говорить о «значимых» людях, местах и событиях. Когда я спрашиваю о сараях прицельно, о них говорят как о будничном, временном и невесомом, как о том, что не стоит должного внимания. Думаю, отчасти это связано с тем, что сараи не нагружены символическим значением, в отличие от ДК, школ, памятников. Эти постройки не обладают «туристической» привлекательностью. Сараи не попадают на фотографии города. Их не видно ни на архивных фотографиях, ни на современных изображениях, которые жители выкладывают в социальные сети и на сайт. Однако, как и гаражи, сараи – часть пространства не только города, который я исследую, но многих территорий поздне- и пост-советского периода, причём не только сельских, но и (формально) городских. Исторически в сараях хранили дрова, чтобы отапливать дома, держали животных, складировали вещи, оставляли припасы. Многие сараи сейчас пустеют и не используются больше жителями, некоторые сгорают и их уже не восстанавливают, однако часть сараев до сих пор имеют функциональное значение и составляют важный элемент городского ландшафта.

Можем ли мы представить себе город, где будут и многоэтажные дома, и гаражи, и сараи? Будем ли мы считать это место «городским»? Что об этом думают сами жителями поселения? На эти вопросы я постараюсь отвечать, раскрывая особенности урбанизации небольшого города в позднесоветский период, показывая, как менялось отношение к «городу» и «деревне» с течением времени и как менялись облик и функции пространства небольшого поселения.