• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Эдуардовна Лямина о российском чиновнике первой трети XIX века как субъекте эгодокумента

22 ноября 2023 г. прошло заседание междисциплинарного историко-филологического семинара Центра исторических исследований, организованного в рамках «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ СПб и ТюмГУ. На семинаре выступила Екатерина Эдуардовна Лямина, канд. филол. наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, с докладом «Российский чиновник первой трети XIX века как субъект эгодокумента».

 Источник: Альбом гоголевских типов по рисункам художника П. Боклевского / с предисловием В. Я. Стоюнина. - С.-Петербург : Издание О. Кирхнера, 1895. -[4] с., 30 л. ил. ; 30 см.

Источник: Альбом гоголевских типов по рисункам художника П. Боклевского / с предисловием В. Я. Стоюнина. - С.-Петербург : Издание О. Кирхнера, 1895. -[4] с., 30 л. ил. ; 30 см.
Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (https://www.prlib.ru/item/962505)

Проект Е.Э. Ляминой посвящен с одной стороны истории повседневности российского чиновника начала XIX в., а с другой стороны – истории самого способа саморефлексии и конструирования субъектности через материалы дневниковых записей. Дневник как особая форма мемуаризации и структурализации повседневной жизни выполнял ряд важнейших функций: 1) представлял автору пространство для рационализации действительности; 2) выступал важной площадкой конструирования и воображения авторской  субъектности; 3) указывал на возможности самосовершенстования и развития. Для историков же дневник как источник делает возможными другие открытия. Например, указывает на особенности использования языка, на востребованность определенных литературных приемов, слов в определенный период, а также дает достаточно широкое представление о повседневном мире акторов прошлого и логике его рационализации.

В рамках своего проекта Е.Э. Лямина представила три дневника, принадлежавших совсем разным чиновникам: чиновнику провинциальному, служившему за границей, и чиновнику петербургскому. Несмотря на такую выборку, Е. Э. Лямина в своей работе пытается избежать таких строгих категорий анализа и типологизации, но дать возможность исследователям через обращение к публикации материалов оценить многоуровневость социальных, культурных и политических различий внутри формировавшегося российского «чиновничества». Важной целью публикации материалов станет их дальнейшее использование в рамках исследований языка, истории лингвистических традиций и форм письма. Главный же вопрос, который участникам семинара удалось наиболее плодотворно обсудить, – что может дать исследователям работа с дневником чиновника XIX столетия, а также как исследования языка могут помочь в анализе прошлых практик, субъектности и политического воображения.

Подготовив для обсуждения три дневника российских чиновников, Е.Э. Лямина делает важную попытку освещения гетерогенной повседневности служащих людей, их опыта, и их способов самовыражения. Познакомившись с текстами источников, слушателям удалось прочувствовать невозможность гомогенизации опыта «чиновника» Российской империи начала XIX в., проследить историю влияния практик и социально-политического контекста на формы мышления и письма акторов прошлого, а также прочувствовать взаимовлияние форм говорения - чтения (языка, литературы) и действий (практик, контекста). Выступление Е.Э. Ляминой, таким образом, указывает на важность междисциплинарного сотрудничества и диалога историков и филологов, а также подчеркивает новые вызовы в работе с текстами прошлого. Одним из таких вызовов является, как ни парадоксально, работа с литературными источниками, а конкретно – с образами «чиновничества», которые в них концептуализируются. Механизмы портретирования социальной реальности, а также влияние литературы на формирование политического воображения и субъектности – важные вопросы, которые могут быть разработаны историками на основании работы с дневниками чиновников XIX в.

Цикл семинаров «История морально-этических понятий политического языка в России XVIII-XIХ вв.» проходит под эгидой совместной «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ СПб и ТюмГУ «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения». Семинары ведут руководитель проекта, доцент департамента истории Татьяна Юрьевна Борисова и профессор, руководитель департамента филологии Дмитрий Яковлевич Калугин.

Анонс мероприятия