• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Михаил Александрович Киселёв о проблеме распоряжения царством в русском праве середины XVI – XVIII вв.

26 мая 2023 года в рамках историко-филологического семинара «История морально-этических понятий политического языка в России XVIII-XIХ вв.» в НИУ ВШЭ СПб Михаил Александрович Киселев (Уральский федеральный университет, УрО РАН) представил доклад под названием «Государство – вещь или политическое тело? Проблема распоряжения царством в русском праве середины XVI – XVIII вв.»

Правда воли монаршей. Титульный лист. Москва, 1726

Правда воли монаршей. Титульный лист. Москва, 1726
Изображение предоставлено докладчиком

Михаил Александрович Киселёв, канд. ист. наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, доцентом кафедры истории России Уральского федерального университета (Екатеринбург), представил доклад о проблеме распоряжения царством в русском праве середины XVI – XVIII вв. в рамках цикла междисциплинарных научных семинаров «История морально-этических понятий политического языка в имперской России» совместной «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и ТюмГУ.

Обозначив существующие историографические дискуссии об оформлении государственной власти в России, Михаил Александрович прослеживает изменение дискурсивного оформления политии-государства. Особое внимание исследователь обращает на завещания князей (XIV – XV вв.), где власть над городами передается по наследству в ряду других ценных вещей. Таким образом, в этот период власть еще предстает в качестве наследуемой вещи и ассоциируется скорее с домодерной политией, чем с государством в современном его понимании. Михаил Александрович демонстрирует и важность гендерных аспектов, артикулируемых в завещаниях: так, великая княжна после смерти Дмитрия Донского была наделена властью равного распределения владений между его детьми.

Исследователь далее показывает, как логика семейного старшинства сменялась представлением об отношениях господина и подчиненных к концу XVI века. Помимо этого, Михаил Александрович утверждает, что ситуация кризиса престолонаследия и, как следствие, необходимость выбора монарха не только открыла дорогу новым формам политического участия, но и способствовала риторическому оформлению этого участия в виде идеи об общем благе и о голосе народа как о божественном провидении. Исследователь отмечает появление новых категорий мышления о государстве в XVII веке, когда, помимо прочего, формулируются идеи о его нераздельности. Петр I и Феофан Прокопович в начале XVIII века создают новые образы государственности как в сфере престолонаследия, которая, в соответствии с Уставом, оказалась в полной зависимости от воли монарха, так и в легитимации абсолютной власти монарха, которая позволяла даже делить государство по своему усмотрению. Однако проблема неделимости государства продолжала вызывать дискуссии и споры на протяжении XVIII-XIX веков, одним из результатов которых стало появление метафоры о государственном теле, которое, подобно телу человеческому, может умереть будучи разделенным.

Цикл семинаров «История морально-этических понятий политического языка в России XVIII-XIХ вв.» проходит под эгидой совместной «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ СПб и ТюмГУ «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения». Семинары ведут руководитель проекта, доцент департамента истории Татьяна Юрьевна Борисова и профессор, руководитель департамента филологии Дмитрий Яковлевич Калугин.

Анонс мероприятия