• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опубликована статья Михаила Агапова в рамках совместной «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и ТюмГУ

15 мая вышел второй выпуск «Журнала фронтирных исследований» за 2023 год, в который вошла статья Михаила Геннадьевича Агапова «Самый отдаленный рассадник науки»: Западно-Сибирской опыт образовательной колонизации».

Обложка второго выпуска журнала за 2023 год

Обложка второго выпуска журнала за 2023 год
Журнал фронтирных исследований (Journal of Frontier Studies)

Аннотация

В истории освоения модерными империями фронтирных территорий народное образование являлось столь же важным инструментом колонизации как военная организация, предпринимательство и миссионерство. Имперский опыт свидетельствует о том, что образовательная колонизация была характерна как для внешней, так и для внутренней практики. В данной статье предлагается социально-историческая реконструкция экспансии Западной Сибири как крупнейшего по продолжительности и территориальному охвату примера внутренней образовательной колонизации в Российской империи. Особую роль в этом процессе играли колониальные / окраинные университеты. В различных исторических обстоятельствах они могли становиться как проводниками колонизации, так и агентами деколонизации. В статье анализируются генезис сибирского высшего образования и характер дискуссии о будущем сибирского университета, представлявшегося одним участникам спора подлинно народным, «мужицким», а другим – исключительно классическим высшим учебным заведением. Делается вывод о том, что на рубеже XIX–XX вв. в Российской империи сложилось две модели формирования «окраинного» университета. В соответствии с первой – с чистого листа (green field) и сверху, путем направления преподавателей столичных университетов на службу на периферии, – был создан Томский императорский университет. Вторая модель предполагала открытие университета снизу, на основе уже имеющихся местных учебных заведений – учительских институтов. В дальнейшем, в советский период, именно вторая модель стала основополагающей для большинства региональных высших учебных заведений.

Со статьёй М.Г. Агапова и другими публикациями данного выпуска «Журнала фронтирных исследований» можно ознакомиться по ссылке.

Исследование осуществлено в рамках проекта «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» программы «Зеркальные лаборатории» Центра исторических исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Лаборатории исторической географии и регионалистики ТюмГУ.