• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юрий Валентинович Кагарлицкий об истории политической метафоры моря и утёса

7 апреля 2023 года состоялся второй междисциплинарный историко-филологический семинар цикла «История морально-этических понятий политического языка в России XVIII-XIХ вв.», в рамках которого Юрий Валентинович Кагарлицкий обсудил со слушателями политическую метафору в риторике XVIII-XIX вв.

Изображение из открытых источников

Изображение из открытых источников

Юрий Валентинович Кагарлицкий, канд. филол. наук, старший научный сотрудник Института русского языка РАН, представил доклад об использовании метафоры моря и утёса в Российской империи XIX века в рамках цикла междисциплинарных научных семинаров «История морально-этических понятий политического языка в имперской России» совместной «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и ТюмГУ.

Прежде чем остановиться на рассмотрении употребления метафоры в политической риторике XIX века, Юрий Валентинович прослеживает её генеалогию, которую можно провести от древних текстов римской поэтической традиции и библейского богословия. Море в этих текстах зачастую предстает метафорой бушующих страстей и хаоса. Тем не менее, утёс в качестве образа недвижимого и нерушимого оплота появляется позднее, а море зачастую «соседствует» в текстах с кораблем. В этом смысле тексты Нового времени и особенно тексты петровской эпохи представляют государя в качестве надёжного кормчего, который ведёт корабль-государство через неспокойное море. Образ корабля, таким образом, непосредственно связан с образом единоличного правителя.

Кристаллизация же метафоры утёса служит другой идеологической программе. Утёс как часть природного ландшафта не зависит от превратностей престолонаследия: его постоянство незыблемо. Такая «природность» метафоры неслучайна, и исследователь предполагает, что она была частично заимствована из дискурса немецкого романтизма, который часто обращался к «органицистской» риторике. Другой фактор, определивший смещение политического языка от корабля к утёсу, заключался в отходе от панегирических жанров эпохи классицизма.

Развёртка метафорической сцепки моря и утёса наиболее ярко проявилась в эпоху Николая I: Российская империя предстала в качестве последнего оплота, готового к встрече с волнами революции. Помимо семантической редукции роли монарха в этом противостоянии, сравнение России с утёсом делает её государственность и стабильность не социальным или политическим, но природным явлением. Наконец, целостность утёса предполагает и единение различных сословных, этнических и конфессиональных групп внутри империи.

В ходе обсуждения были подняты вопросы о дальнейшей «жизни» метафоры в политическом языке Российской империи, о различных жанровых особенностях её употребления и о возможности рассуждать о более широких идеологических программах на основе анализа одного политического тропа.

Семинар «История морально-этических понятий политического языка в России XVIII-XIХ вв.» проходит под эгидой совместной «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ СПб и ТюмГУ «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения».

Анонс мероприятия