Анастасия Паламарчук (Российско-Армянский университет) об антикварных нарративах раннего нового времени
28 февраля 2023 г. в рамках регулярного научного семинара Центра исторических исследований и департамента истории состоялась лекция Анастасии Андреевны Паламарчук, доктора исторических наук, профессора Российско-Армянского (Славянского) университета, по теме: «От порядков предпочтения к социальным категориям: антикварные нарративы раннего нового времени».
Антикварное историописание, или же некритическое историческое знание раннего нового времени, представляет собой интерес не только в качестве ранней методики развития исторического описания и нарратива, но и как важное свидетельство «особенности» позднесредневекового и раннемодерного мировоззрения, а также социально-политических практик. А.А. Паламарчук убедительно показала на примере развития английской традиции историописания, что именно в XVI-XVII вв. «политическая» и «социальная» части жизни королевской общины стали разделяться. Политические решения короля и его окружения всё больше начинают восприниматься как индивидуальные ситуативные решения, а не как Божий промысел, а увеличение социальных категорий в исторических описаниях свидетельствует об автономизации социальной сферы и об трансформации властных отношений внутри политий. Таким образом, в антикварном историописании раннего нового времени появляется политическая субъектность исторических акторов, а также более детальная и сложная перспектива историко-политического процесса.
Основными жанрами антикварного историописания становятся конституционные трактаты, хорографии, а также геральдические трактаты. Однако, по словам А.А. Паламарчук, есть еще одна возможность типологизации антикварных нарративов: на универсализирующие и локально-ориентированные тексты. Появление последних особенно заинтересовало слушателей: как «региональность» обретает важность в конструировании исторических текстов раннемодерной Англии, а также насколько это влияет на изменение социально-политических практик и на само понимание английской «общности»? А.А. Паламарчук обратила внимание аудитории на то, что к XVI в. сложно говорить о важности географических границ в определении социально-политических отношений внутри «Commonwealth»: границы общности и «порядки следования» полностью определяли политическую (или же, лучше сказать социальную) иерархию, в которой источником делегирования власти был король, а в конечном счете – Бог. Таким образом, «порядки следования» представляли собой иерархию титулов, которые в свою очередь определяли объем земли у подданных.
Важным актом автономизации «социального» стал так же отказ от универсализма в историческом нарративе антиквариев. Антикварии к XVII в. отказываются от рассмотрения универсума (космоса) в целом в своих историописаниях, но больше сосредотачиваются на истории конкретных политий. Таким образом, подчеркнула А.А. Паламарчук, у авторов появляются границы в нарративе (смысловые, не географические), а у читателей и современных исследователей возможность сравнивать, сопоставлять описание политий, а также изучать языки самоописания. Антикварное историописание начинает изучать то, что находится внутри политий, социально-политическую структуру которых определяли именно «порядки следования».
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь