• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Границы истории": Тимоти Блаувельт о клиентелизме и национальности на раннесоветской периферии

В рамках семинара "Границы истории" Тимоти Блаувельт, профессор школы искусств и наук государственного университета Ильи (Грузия), представил доклад на тему "Клиентелизм и национальность на ранне-советской периферии" об аспектах пересечения политики патронажа и национальной политики в Советской Абхазии в 1920-1930-е годы на примере деятельности Нестора Лакобы.

"Границы истории": Тимоти Блаувельт о клиентелизме и национальности на раннесоветской периферии

Абхазия – уникальный кейс разнообразия, локализованного на маленькой территории, и место, где с имперских времен по советский период отдыхали представители элиты. Всё это вызывает особый интерес у исследователей и создает новые возможности для исторического анализа.

В своем докладе, основанном на недавно вышедшей книге "Клиентелизм и национальность в раннесоветских владениях: опыт Нестора Лакобы", Тимоти Блаувельт рассказал об Абхазии в период становления и укрепления там советской власти (1920-30-е гг.) Обратившись к грузинским партийным архивам и личной коллекции Нестора Лакобы, профессор Блаувельт рассмотрел налаживание клиентелизма и патронажа в политической структуре Абхазской республики, включенных в многоуровневые взаимодействия советско-политического пространства. Докладчик также рассказал об отношениях между влиятельными местными кадрами и центральными большевистскими элитами, которые могли бы поддержать создание мощных вертикально-горизонтальных сетей, связывающих периферию с центром, периферию с периферией или разделяющих их.

Случай Лакобы выделяется из общей национальной советской политики 20-30х гг. Он создает новые уровни элитарного разделения (в частности основанные на профессиональной деятельности и распределении ресурсов), способствующие созданию сплоченной клиентской сети Лакобы, которая могла бы отвечать как его интересам, так и национально-политическим интересам большевистского руководства. Эта сеть могла бы выполнять заказы и в то же время сотрудничать и/или исключать потенциальных местных конкурентов, лавируя и сохраняя при этом поддержку местных избирателей как в элитных сетях, так и среди местного населения. Местным титульным элитам, действующим в качестве представителей и эмиссаров центра, выделялись ресурсы, необходимые для мобилизации населения, включая средства для создания и распространения национальных нарративов.

Взаимодействуя одновременно как местным населением, так и с греками, проживающими на территории Абхазской ССР, Нестор Лакоба лавировал между ними и ситуативно использовал разные дискурсы. Например, построение республики сулило грекам вытеснение из социально-экономических отношений с местным населением, в то время как абхазам греки мешали бы сохранять традиции и строить советскую национальную инаковость. Отвечая на такие вызовы перед греками и абхазами, Нестор Лакоба связывает их в социально-экономическую клиентелу.

Через опыт группы Нестора Лакобы автор рассматривает пересечение клиентелизма и национальности, напряженность между федерализмом и местным суверенитетом, присущими “постимперской” советской федеративной структуре, и роль персонифицированной власти (или личного режима) на ранней советской периферии.

Ссылка на анонс мероприятия