• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Границы истории": Евгений Акельев о системе уголовного преследования в Москве в XVIII веке

"Границы истории": Евгений Акельев о системе уголовного преследования в Москве в XVIII веке

19 сентября 2019 года в рамках семинара “Границы истории” перед преподавателями и студентами выступил доктор исторических наук, доцент факультета исторических наук НИУ ВШЭ и старший научный сотрудник Центра истории России нового времени Евгений Владимирович Акельев. В центре внимания докладчика – система уголовного преследования в Москве в XVIII веке.

Прежде, чем начать научную дискуссию, следует определить ключевые слова. Именно с этого Евгений Акельев начинает свой доклад. Так, “уголовное преследование” является фундаментальным понятием для текущего семинара. Хотя в современном правовом дискурсе этот термин обозначает процессуальную деятельность (чаще всего - публичную, то есть от имени государства) в целях изобличения подозреваемого, в контекстах XVIII в. такое определение неприменимо, поэтому в докладе Евгения Владимировича под уголовным преследованием понимаются действия различных лиц, представителей общины или государства, направленные на арест и наказание виновных в убийстве, краже или ограблении.

Вопрос об исторических источниках для историка является животрепещущим. На чём автор основывал свои выводы? Прежде всего, это сочинение Котошихина Григория Карповича, который описал быт Московского государства второй половины XVII века. Кроме того, Евгений Владимирович опирался на архив сыскного приказа (РГАДА).

Автор достаточно подробно остановился на вопросе системы уголовного преследования освещаемого периода, где одним из ключевых акторов возбуждения уголовного преследования являлся истец-челобитчик. Без него запуск судебного процесса невозможен, ведь именно он финансировал судебное дело. Более того, на плечи челобитчика ложилось не только бремя финансирования дела с попутными “откатами” канцелярским служащим, но и сбор доказательств.

Отдельно стоит упомянуть примеры архаичных и удивительных случаев в уголовном процессе XVIII века. Так, даже после разбойного нападения можно было пойти на мировую с истцом, не забыв при этом уплатить мировые деньги в казну. Обнаружение же трупа обременяло истца на уплату соответствующей пошлины.

Значительная часть семинара была посвящена делу Ваньки Каина – доносчика из воров, находившегося на службе у сыска. Аналогии такому феномену можно найти и в Европе. Наиболее известен процесс Луи Картуша во Франции 1721-1728 гг.  Потребность новых методов сыска ощущалась и в Англии, где появились так называемые thief-takers, или охотники на воров. Показательно, что в Лондоне не было полиции вплоть до XIX века.

Вопрос о том, мог ли сам Ванька Каин дойти до мысли о доносительствеб вызвал бурные споры в конце семинара, тем самым открыв следующую за докладом Евгения Акельева часть семинара – вопросы автору.  Благодаря оживленной дискуссии такие тезисы, как переход права из религиозного дискурса в правовой в первой половине XVIII века, а также деление судопроизводства при Екатерине II в 1768 г. на уголовное и гражданское были раскрыты наиболее полно.

Резким разворотом от уголовного сыска в XVIII веке к большевикам завершится сентябрьская серия семинаров “Границы истории”. 26 сентября со своим докладом “Любовь по-большевистски” выступит Игал Халфин из Тель-Авивского университета.