• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

95 лет со дня образования СССР в Мемориальной библиотеке Ричарда Стайтса

Центр исторических исследований и Образовательная программа "История" НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург продолжают совместный студенческий проект, посвященный популяризации Мемориальной исторической библиотеки Ричарда Стайтса

Декабрьский обзор, посвященный 95-летней годовщине образования СССР, подготовлен Анной Гариной и Элиной Ожгихиной:

29 декабря 1922 года (95 лет назад)  был заключен договор об объединении в союзное государство – Союз  Совеских Социалистических Республик, а уже 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов одобрил его. РСФСР  и выделившиеся из неё ранее Украинская ССР (УССР), Белорусская ССР (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) объединялись в Союз Советских Социалистических республик (СССР), каждая из республик которого формально считалась суверенным государством.



The Soviet Union. Edited by Denis J.B. Shaw and R.W. Davies. Crows Nest: Allen & Unwin, 1978.
Шифр в библиотеке: 947 S76

Перед нами, по сути, путеводитель по Советскому Союзу, предназначенный для читателей, кто практически не знаком с историей СССР. Небольшой сборник статей про Советский Союз – издание, которое хотелось бы обсудить.
Как сказано во введении, книга написана для того, чтобы составить общее впечатление о современном состоянии различных сфер жизни советского общества на момент написания книги.  Книга основана на материале ежегодного курса лекций, которые читались первокурсникам всех специальностей в Бирмингемском университете. Название каждой главы-лекции соответствует определенному критерию, по которому оценивались история и современный уклад жизни в  Советском Союзе. Так, мы можем увидеть главы о географии, Октябрьской революции, индустриализации, советской науке и литературе. Помимо этого, идет речь о Ленине и Сталине и о современной тому времени политике (1970-е).
Больше всего меня привлекла статья под названием «Making Soviet Man: Education», написанная Н.Дж. Данстаном. Мне кажется, тема образования, а также тема формирования детского мышления в СССР никогда особо не освещались. Конечно, все мы знаем про пионеров, октябрят, но мало кто знает, что именно повлияло на развитие советского школьного образования, как среднее образование стало доступным для всех детей, и как оно менялось со временем. Данная глава иллюстрирована увлекательной таблицей (Fig.9. Structure of the Soviet education system; p.99), в которой представлены данные, сопоставляющие возраст ребенка и уровень образования, который он должен на данный момент получить.
Продолжая разговор об иллюстративности данной книги, стоит также отметить фотографии, которые часто встречаются при прочтении. В книге вы найдете фотографии последнего императора Российской империи и его семьи, Троцкого и других знаковых личностей. А наряду с ними вы увидите фотографии пионеров, студентов в Узбекистане, а может быть, и еще что-то более уникальное.
Книга даст вам полное представление о Советском Союзе, как о государстве в целом, так и о практически всех сферах жизни советского общества в частности.
Не упустите шанс детально рассмотреть эту красочную картину!


Gwendolen M. Carter. The Government of the Soviet Union. New York, 1967.
Шифр в библиотеке: 320 G70

На первый взгляд сложно сказать, что такая достаточно тонкая книга (115 страниц) может быть учебником. Вероятно, этот учебник будет самой странной книгой, подготовленной к годовщине становления СССР.
Я думаю, что написать рецензию на учебник практически невозможно – только если рассматривать его научность и правдивость указанных данных. Тем не менее, взяв эту книгу в руки, по какой-то причине я передумала ставить её обратно на полку библиотеки. Возможно, меня привлекло содержание книги, так как оно оказалось не таким, как я ожидала. Оглавление сразу подсказывает, что этот учебник не будет таким, к каким мы привыкли – первая глава рассказывает о советских людях в целом, плавно переходя к политике. Говоря об описании управления СССР всё выстроено логично: сначала речь идет о Ленине, далее – о Сталине, а потом о Хрущеве и его последователей.
Учебник предстает в данном случае неким путеводителем – Г.Картер описывает географию, народ, культуру и религии Советского союза. Книга несет в себе не только сухие факты, даты, цифры и имена, она каким-то удивительным образом олицетворяет всё. Да-да, мы все еще говорим об учебнике истории! При прочтении этого учебника у меня сложилась полная и красочная картинка в голове, чего не было при прочтении наших отечественных изданий. Г.М.Картер удерживает баланс между высказыванием своего мнения и изложением фактического материала - именно поэтому и интересно читать эту книгу.
Я считаю, что учебник обязателен для прочтения студентам, изучающим историю СССР, а также широкому кругу читателей, желающих получить альтернативное представление об истории Советского Союза и узнать особенности преподавания истории нашего государства американским студентам.

 

Orlando Figes. A people's tragedy: the Russian Revolution, 1891-1924. New York,1996.
Шифр в библиотеке:
947 F51

Британский историк, известный нам подробным описанием русской культуры1, теперь будет рассмотрен нами в контексте другой его книги. В ней Орландо Файджес принялся за русскую революцию 1891-1924 годов. Состоящее из почти девяти сотен страниц исследование местами может рассматриваться как великолепный роман. В книге отсутствует сухой научный язык, каким могут быть написаны другие книги на подобную тематику.
Всё написанное расположено в хронологическом порядке - от правления Николая II до становления Советского союза. Сложная терминология, сокращения и аббревиатуры объясняются в словаре, приложенном на первых страницах издания. Проблем с картами и датами также не возникнет - они приложены к книге.
Повествование ведётся настолько стройно и логично, что порой в голове мелькает мысль: «А не читаю ли я роман, основанный на реальных событиях?». Во многом литературный язык, логичность и обоснованность изложения, основанная на фактических источниках выделяют книгу Файджеса в ряду других произведений с подобной тематикой. В книге не раз встречаются отрывки писем Николая II и другие источники, которые помогают почувствовать ту эпоху - эпоху народной трагедии.
Книга объединяет социальную и политическую историю. Через повествование об общественных событиях в неё вплетены истории из жизни знаменитых личностей той эпохи, таких как М.Горький, князь Г.Львов и генерал А.Брусилов. Файджес отмечает, что он «попытался показать революцию не как марш социальных сил и идеологий, а как событие, затронувшее жизни реальных людей, состоящее из множества сложных личных трагедий»2.
Занимательно также то, что автор обращается и к литературным источникам. Так, он использует отрывок стихотворения М.И. Цветаевой, которая в свою очередь описывает в своем произведении А.Ф.Керенского («И кто-то упав на карту», 1917г.). Таким образом, книга даёт полный обзор истории того времени, соединяя и используя другие сферы жизни.
Я считаю, данная книга подойдёт уже искушённому читателю, который на достаточном уровне разбирается в истории России данного периода. Также книга пригодится тем, кто только вступил на путь изучения истории России и хочет получить более глубокие знания по этому важному вопросу.
Интерес к данному произведению вызывает и тот факт, что книга получила большое количество наград3, а также была высоко оценена многими журналистами. Например, Норман Стоун из издания ‘’The Sunday Times” высказался следующим образом: «Я сомневаюсь, что кто-то еще в мире знает революцию так же хорошо, как знает её Файджес».

Примечания:
1. Речь идет о книге О.Файджеса «Танец Наташи»
2. Figes, Orlando. A People’s Tragedy. London: A Penguin Book, 1996. p. xvii
3. Winner of The W.H. Smith Literary Award, The Longman/History Today, Book of the Year Award, The 1997 NCR Book Award, The Wolfson History Prize. A choice Outstanding Academic Book of 1997

 

Gail Warshofsky Lapidus. Women in Soviet society: Equality, Development, and Social Change. Berkeley: University of California Press, 1978.
Шифр в библиотеке: 305 L29

Наверное, сейчас любому человеку сложно представить, какой была раньше роль женщины. Сложно представить, что раньше женщины не работали, не могли голосовать, да и вообще практически были недееспособными. Вся роль и понимание женщины как таковой начало меняться только в Советском Союзе – женщины стали получать право голоса, право на образование, могли работать. Именно об этом невероятном изменении в идеологии всей страны говорится в данной книге.
Сопровождающаяся большим количеством источников книга дает невероятно исчерпывающую историю становления женщины. Безусловно, будет и так называемое предисловие ко всему исследованию – глава про женский вопрос в дореволюционной России. Далее речь пойдет про трансформацию в 1917-1930 годы, после чего данный вопрос будет описан и в рамках правления Сталина.
Мне, как я думаю, и другой любой женщине, интересна данная тематика. Хоть женский вопрос долгое время не поднимался во всем мире, мне кажется, именно в России, а тогда в СССР, это произошло очень резко и изменило практически всё государство.
В книге Вы не найдете фотографий советских женщин, не найдете описания того, как они одевались, потому что это не главная тема книги. Не стоит расстраиваться – книга не лишена иллюстративного материала. Большое количество таблиц на различные темы ускорит и упростит Ваше понимание проблем. Особенно увлекательной мне кажется таблица, описывающая число женщин в коммунистической партии1 в 1920-1977 года. Помимо огромного увеличения числа женщин мы можем видеть изменение в процентном соотношении женщин к мужчинам в партии. Итак, на 1920 год процент женщин составляет всего 7,4, а к 1977 году он вырастает до 24,7. Это и есть настоящее изменение!
Я считаю, что Александр Даллин высказал оправданное мнение: «Работа проделана не только тщательно, но также может быть отмечена наиболее приветствуемой порядочностью, здравым смыслом и отсутствием жесткости … Неоспоримо лучшее исследование на такую тематику»

Примечания:
1. Table 24, Women members of the communist party 1920-1977. p. 210.

 

Warren Bartlett Walsh. Russia and the Soviet Union: A Modern History. Literary Licensing, LLC, 2012.
Шифр в библиотеке: 947
W 18

Книга Warren Bartlett Walsh особенна, потому что в начале книги автор рассуждает о том, что изучает история, а именно, что история-это рассказ о людях, основанная на не идеальных источниках, ошибках и необъективности, а все потому, что они написаны человеком, который сам по себе не идеален. Второй тезис гласит, что история - это продление человеческой памяти. Однако, в историографии главной проблемой является связь времён, и получается так, что учёные постоянно прыгают из прошлого в будущее. Более того, социальные нормы, ценности, а также быт (культура еды, одежда, мода, утварь) ощутимо менялись, что приводит к «историческому дуализму».
В начале книги автор пишет о событиях революции 1917 года, о гражданской войне и о разрухе после военного времени, а именно о положении крестьянства (введение обязательного труда, так как зарплаты было нечем выплачивать), религии (перевод церкви на самообеспечение и возвращение земель государству, 454 уничтоженных церквей и монастырей и множество арестованных попов и священников), образования (взят курс на всеобщее образование), экономики (провал военного коммунизма и введение НЭПа). Все эти аспекты стали предпосылками к образованию СССР. Социалистическая система предлагала дальнейшее расширение или экспансию по Марксу, поэтому в 1922 году Ленин принял решение о создании СССР. Союз состоял из стран-участниц (в 1922 вошли Украина, Белоруссия, Закавказская республика, которая впоследствии раскололась на Армению, Таджикистан, Грузию, Азербайджан). После это государственная машина стала сложнее и выросла в размере. Подробно автор останавливается на принципе управления союзом, а именно, на том что Ленин настаивал на создании союза на принципе федераций, а Сталин на унитарной форме. Несмотря на это и Ленинскую, и Сталинскую теории объединяла перспектива дальнейшего установления коммунизма в СССР и по всему миру.
Книгу отличает грамотный анализ создания СССР с точки зрения социальной истории, то есть изучение феномена создания социалистического государства с позиции разных категорий населения, различных профессиональных сфер жизни, а также произведение Warren Bartlett Walsh позволяет нам увидеть причины и предпосылки образования СССР. Более того любопытно название произведения, которое уникально, так как «Россия и СССР» написаны через соединительный союз, что не характерно для историографии, так как чаще эти два названия противопоставлялись.
Итак, история СССР для автора-это в первую очередь значимое историческое событие, которое должно быть лишено предвзятости и акцента, и должно быть рассмотрено в деталях, которые часто «размываются в массах».

 

Martin McCauley. The Soviet Union Since 1917. Longman history of Russia, 2006.
Шифр в библиотеке: 947.08 M12

Книга Martim McCAULEY замечательна, потому что, во-первых, она изображает переход от хаоса революции к складыванию новой мощной державы, во-вторых, коренные изменения в политической, религиозной, культурной сферах, в третьих, реакция стран Запада на вновь возникшее государство.
Автор начинает рассказывать об образовании СССР с причин и предпосылок. Как председатель Совнаркома, главные решения конечно оставались за Лениным, но постепенно возрастала роль Политбюро. К 1922 году, важными органами власти стали Политбюро и ЦИК, составляющие ядро советской России. На XI (1922 году) Сталин стал генеральным секретарем ЦК, в это же время он стал комиссаром по национальным делам и делам рабочих и крестьян. Также Сталин единственный, кто состоял и в партии, и в Секретариате, и в Совнаркоме. Таким образом, можно сделать вывод, что роль Сталина в образовании СССР была значимая.
Однако, еще большую роль в образовании СССР сыграла внутрипартийная борьба. В 1922 мнения членов партии начали разниться, и внутри партии царил полный хаос, многие члены партии были не согласны с ее руководителем (например, введение НЭПа было воспринято членами партии как предательство и уступка буржуазии). Члены партии начали думать, как организовать жизнь в такой большой и разнородной стране, мнения были разные, поэтому в 1921 году были запрещены все фракции, чтобы уже прийти к консенсусу. Следствием этого стало создание СССР по-ленинскому образцу. Однако, до смерти Ленина, но и особенно ярко после смерти вождя и расправы с его приближенными (Зиновьев, Каменев, Троцкий, Бухарин, Рыков) сталинская позиция плотно укрепилась на своих позициях.
Удивительно, что в данном произведении история представлена с не стандартной точки зрения. Например, автор подчеркивает стихийность революции (произведение начинается с празднования 300-летия династии Романовых Николай II и его семья с помпезностью празднует и казалось бы ничего не предвещало беды). Далее автор делает акцент на образовании СССР, а именно, подчеркивается роль Сталина в образовании СССР (считается, что Сталин как представитель не русской части населения служил связующим звеном), а не Ленина, как принято считать. Также своеобразно описана реакция Западных стран на новое государство, которая варьировалась от вражды до международного сотрудничества, а обыватели республик рассматривались Европой как угнетаемые жители колоний.
Итак, автор данной книги считает, что ключевую роль в образовании СССР сыграл Сталин, подавляя сепаратизм в регионах, так как он хорошо понимал национальное разнообразие РСФСР и, поэтому он активно высказывался против национального угнетения.

 

Lewis H. Siegelbaum: Soviet  state and society between revolutions 1918-1929. Cambridge University press, 1992.
Шифр в библиотеке: 947.08 S58

Книга Lewis H. Siegelbaum посвящена анализу отношений между государством и обществом с Октябрьской революции 1917 года до правления Сталина в поздние 20-е и ранние 30-е. Siegelbaum изучает процесс создания СССР и эволюцию управления коммунистической партией и изменение экономической политики, а также изменения положения крестьянства и рабочих, интеллигенции, как в культурной, так и в научной сферах.  Также автор анализирует реакцию разных групп населения на революцию и на первые указы советской власти.
В феврале 1921 года советская республика была провозглашена в Грузии, хотя на самом деле советский режим установился уже в 6 республиках: РСФСР, Украина, Белоруссия, Армения, Грузия, Азербайджан. В течение периода с сентября 1920 и мая 1921 года были заключены двусторонние договоры между СССР и пятью республиками, большинство пунктов договора основывались на военно-экономическом сотрудничестве. Одновременно с этим страны были независимыми и суверенными государствами. Иными словами, союз был создан для управления военными делами, иностранной торговлей, экономикой и финансами, но не для вмешательства в сельское хозяйства, образования, иностранных дел.
Что удивительно, так это, во-первых, внимание, которое уделялось дипломатическим формальностям. Например, когда Советская Россия и Европа были на гране войны из-за того, что молодая советская власть отказалась выплачивать долги имперской России. В эту эпоху распространились идеи о том, что республики, входившие в СССР, были колониями и угнетенными странами. Такие настроения вызывали сепаратистские настроения в регионах, и советская власть не знала какую форму управления установить. Создание автономных республик во главе с РСФСР – подтверждало бы слова Запада, а следование принципу федераций было ненадежной формой.  Также в выборе формы управления важен национальный вопрос, который лежал в основе марксистской теории, например, в 1913 году был создан труд о «Национальном вопросе и социальной демократии», который впоследствии лег в основу национальной и интернациональной политики СССР.
Однако, национальная политика еще не раз становилась предметом споров между Лениным и Сталиным. В 1922 году Ленин уже был слабым из-за болезни, и пользуясь случаем, Сталин внес некоторые поправки и раскритиковал ленинский план национального либерализма. В декабре 1922 года Ленин доработал проект образования СССР. В конце декабря на конгрессе были подписаны соглашения о вхождении РСФСР, Белорусской, Украинской и Кавказской республик в СССР. Конгресс впервые зарегистрировал создание союза советов.
Автор подчёрикивает, что последствиями создания СССР стало, во-первых, изменение названия партии. Из-за трудностей перевода название партии было заменено С РСДРП на ВКП(Б). Во-вторых, управление всеми регионами, которые управлялись на принципе автономий, привело к разрастанию партийного аппарата и усилению бюрократии. Чтобы управлять такой большой страной требовалось создать удобно - функционирующий орган власти –ВЦИК. В третьих, Сталин требовал централизации и унификации законов на территории союзных-республик, поэтому в 1924 году была создана конституция СССР.
Итак, автор приходит к выводу, что СССР с момента своего появления был «компромиссом между доктриной и реальностью», ведь на деле такое огромное государство как СССР функционировал на своих экономических, культурных и социальных различиях, что открывает новый подход к изучению истории советского периода. Таким образом, 1922 год был поворотным моментом в Советской истории, который повлиял не только на историю страны и мира, но и на жизни людей.

 

M.K. Dziewanowski: Russia in the twentieth century. 2002.
Шифр в библиотеке: 947.08 D99

Одиннадцатая глава книги «Russia in the twentieth century» посвящена «образованию СССР и смерти Ленина. С победой в гражданской войне советский режим установился на территориях Украины, Белоруссии, Кавказских республик. Это объединение представляло из себя «мультинациональное этническое объединение разного культурного и социо-экономического уровня развития». Наследие Российской империи представляло разрозненные категории населения, а именно мусульманские племена Кавказа, европейцы центрального региона и безграмотные жители Сибири. Главный вопрос того времени, как объединить представителей всех народов?
Первое, что рассматривает автор-это федерализм и центризм (автономизация). Ленин выступал за идею федерализма, в то время как Троцкий, Сталин и Дзержинский выдвигали идеи автономизации, боясь возникновения местного национализма и сепаратистских движений. Автор приходит к выводу, что единственное, что объединяло Имперскую и Советскую Россию-это то, что это были мультинациональные государства. Ленин хотел ввести принципиально новую систему управления, чтобы показать отличия от Российской империи, поэтому был провозглашен отказ от русификации. Федерализм рассматривался как идеальный способ, чтобы, во-первых, привлечь представителей других национальностей, во-вторых, распространить свою экспансию на Балканы и оставшуюся Восточную Европу, например, на Польшу, Румынию, Турцию, в – третьих, организация мультинационального государства помогла бы большевикам выиграть Гражданскую войну, так как к ним потянулись национальные меньшинства, и в конце автор пишет, что федерилизм служил бы прекрасной платформой для создания СССР.  Грамотные слоганы и предоставление разного рода льгот, делало возможным коммунистическую социальную инженерию. За границей СССР считали структурой открытой другим, которая была против угнетения и колонизации других наций.  В декабре 1922 года на 10 Всесоюзном съезде Советов в состав СССР вошли: РСФСР, Украина, Белоруссия, Кавказская республика. В октябре 1924 часть РСФСР раскололась на Узбекскую и Туркменскую республики, которые сразу же вошли в состав СССР. В 1929 году к 6 республикам присоединилась Таджикская республика.
В 1936 году Кавказская республика разделилась на: Грузию, Армению, Азербайджан, которые также вошли в СССР.  К 1923 году в СССР был создан проект Конституции, вступивший в силу в 1924 году. По сравнению с конституцией 1917 года этот проект отличался введением новых федеральных органов власти. Всесоюзный съезд советов состоял из делегатов, которые которые каждый год избирались, и представлял жесткую иерархическую структуру от представителей республик до сёл и деревень. Всесоюзный съезд советов отныне состоял из  ЦИК-а (который в свою очередь состоял из союзного совета и совета национальностей, где были делегаты от каждой республики). В качестве исполнительной ветви власти был  образован совнарком, в котором были представители от каждой республики, и они могли высказываться насчет вопросов войны и мира, международных отношений, религии, экономики.
Любопытно, также заметить некоторую несправедливость, которую отмечает автор книги, а именно, что столицей СССР считалась Москва, поэтому впоследствии СССР и Россия стали синонимами и русский язык стал официальным в СССР, что не нравилось республикам, которые считали себя «суверенными». Также автор пишет, что мало внимания уделяется двойственности конституции 1924 года. Например, в негласных источниках говорится о том, что просьба о выходе из СССР могла рассматриваться как вражеский акт и предательство идей коммунизма. Очевидно, что доминирующее положение в СССР занимал бывшее РСФСР по нескольким причинам: во-первых, ¾ территории было РСФСР, во-вторых, 3 из 4 промышленных центров были на территории РСФСР (Петроград, Москва, Южный Урал). Особенно это положение проявилось после смерти Ленина, когда партия начала отходить от идей федерализма, и следовать Сталинской модели центризма и ассимиляции исконно нерусских народов. Например, такая проблема коснулась иудеев, закрытие Синагог или выселение в самые восточные регионы, например, Биробиджан. Коренное население чувствовало процесс амальгамирования, то есть объединения, но они не воспринимали его остро, так как их не объявляли русскими, их объявляли «Советскими людьми».
Итак, автор подробно останавливается на этнической и национальной политике СССР, так как считает ее противоречивой: с одной стороны, СССР выдвигал лозунг: «Мы решим все этнические проблемы», а с другой стороны, вводя русский язык и атеизм в мусульманских республиках, на Украине, в Белоруссии, тем самым не позволяя республикам принимать самостоятельные решения.


Peter Kenez. A history of the Soviet Union from the Begginning to the End. Cambridge University Press, 1999.
Шифр в библиотеке: 947 K 33

В ноябре 1920 года большевики отразили атаки армии Врангеля, последний источник вражеской контрреволюционной силы. Несмотря на то, что продолжалась война с Польшей, формально советская власть установилась уже на территориях будущего СССР. Однако, советская власть не изменила положение рабочих и крестьян, по-прежнему в стране царил хаос во всех сферах, а большинство реформ не были проведены полноценно из-за гражданской войны. Изменения не были отложенными на далекое будущее. Автор отмечает, что «мир никогда не видел таких значимых изменений ни в одной стране мира». Наиболее значимыми, по мнению Кенеза, были политические изменения и само появление СССР.
Российская Империя была мультинациональным государством: почти половина жителей Империи были нерусские. Этнические меньшинства были абсолютно разные в экономическом и культурном развитии, а также в уровне национального самосознания. Так, например, за исключением поляков и финнов, другие части Империи не стремились к суверенитету и политической независимости, однако, после революции 1917 года местные национальные меньшинства представляли самую мощную силу. Понимая этот факт, Ленин не хотел подражать царскому режиму и создавать страну, как «тюрьму для национальностей», поэтому будущее СССР планировалось на основании свободы национальностей. Например, изначально сепаратистские страны, такие как Польша и Финляндия не рассматривались как республики союзницы. Большевики планировали основать национальную политику на принципе амбивалентности: с одной стороны, большевики придерживались принципов централизации, ассимиляции, а не сегментации, с другой стороны, интернационалисты стремились сохранить «исконно русские земли» и в том числе пограничные, но на способе добровольности.
Когда большевики установили свою власть и создали комиссариат национальностей, Иосиф Сталин стал комиссариатом. На комиссариат и Сталина была возложена важная задача сохранения национального единства. В 1918 году комиссариат выпустил «Декларацию прав  трудящегося и эксплуатируемого народа», что стало первым шагом на пути создания СССР и в целом социального единства. Также был создан интернационал, который помог СССР создать этническое единство и объединить рабочих различных республик. Говоря о рабочих, Ленин подразумевал пролетариат, то есть не только рабочих заводов, а всех рабочих, которые относят себя к этому классу.
Процесс унификации протекал в ходе тяжелого процесса национального регионализма, например, украинского (введение национального языка, поддержка со стороны белых), белорусского (поддерживаемые немцами ) и тд. В отличии от западно- европейских, кавказские племена были менее подвержены национализму, так как их объединяла не расса, а вера.
К 1922 году Советское государство начинает придумывать «новый образ-федерации». Сначала установились отношения с Украиной, Белоруссией и Кавказской республиками. В 1924 году в систему была внедрена Конституция, которая предполагала идеи федерализации, но на деле происходила централизация.
Самые главные аргументы в статье сконцентрированы в изучении националистических интересов и притязаний СССР на другие страны. Так, например, чтобы удовлетворить интересы республик СССР происходил процесс «индигенизации» ("коренизации"), что означает, что местные жители занимали посты в государственных структурах, также местные получали льготы и могли продвинуться в культурной и языковой сферах. Иронично, что следствием такой унификации, стала дифференциация и рост национального самосознания.