We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Scientific Workshop “Field Research: Methods, Practices, Emotions”

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
12
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса охватывается весь процесс подготовки и реализации исследовательского проекта: от обсуждения методологических особенностей качественного исследования, выбора темы исследования и планирование работы на год до правил написания научных текстов и тренингов по презентации результатов. Курс включает следующие разделы: (1) Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования; (2) Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании; (3) Сбор и обработка данных; (4) Анализ данных и описание эмпирических результатов; (5) Презентация результатов научного исследования. В рамках научно-исследовательского семинара на первом году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках курсовой работы. В рамках научно-исследовательского семинара на втором году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды
  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды, готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
  • Выработать готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Берет качественное интервью.
  • Ведет дневник наблюдения.
  • Выступает с презентацией результатов исследования
  • Готовит презентацию результатов собственного исследования.
  • Знает логику и правила проведения качественного социологического исследования.
  • Знает правила академического письма.
  • Ищет релевантные источники и составляет библиографический список по теме исследования.
  • Пишет академические тексты.
  • Пишет обзор дискуссии по теме.
  • Проводит участвующее наблюдение.
  • Разрабатывает дизайн (программу) исследования.
  • Рассчитывает выборку для своего исследовательского проекта
  • Составляет гайд интервью.
  • Читает тексты академически.
  • Владеет языком и аппаратом основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук
  • Выявляет потребности социальных групп и включает их в описание проблемы исследования
  • Демонстрирует знание правил проведения социологического исследования
  • Демонстрирует знание этических норм социологического исследования и следует им в своем исследовании
  • Может организовать работу исследовательской группы
  • Может сформулировать проблемную ситуацию
  • Проводит собственное социологическое исследование
  • Рефлексивно относится к социологической работе
  • Самостоятельно определяет набор данных достаточный для представления различных проблем научного и этического характера
  • Самостоятельно применяет методы социологического исследования
  • Собирает и интерпретирует данные по заданным проблемам
  • Способен выполнять работу соответствующую технологическим требованиям и нормативов в профессиональной деятельности
  • Способен представить свой исследовательский проект с помощью презентации
  • Способен разработать концептуализацию собранных данных в рамках своего исследовательского проекта
  • Способен скорректировать программу социологического исследования, предложить собственную методику сбора или анализа
  • Способен сформулировать проблему и с помощью своих знаний найти пути решения этой проблемы
  • Успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования.
  • Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
  • Сбор и обработка данных
  • Анализ данных и описание эмпирических результатов
  • Презентация результатов научного исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дизайн исследования
    В рамках данного задания студент должен выбрать тему своего исследования, разработать дизайн исследова- ния и представить его на заключительных занятиях модуля
  • неблокирующий Обзор литературы
    Студент готовит обзор литературы по теме своей КР/ВКР. Задание включает в себя: 1. презентацию структуры лит.обзора и концептуальной карты/схемы прочитанного 2. письменный черновик отрывка лит.обзора (5 страниц)
  • неблокирующий Сбор данных
    Студент собирает базу эмпирических данных для своей КР/ВКР. Результаты полевой работы представляются на заключительных занятиях модуля. В презентацию необходимо включить: Цель, предмет и объект исследования Описание и обоснование выборки. Описание собранных данных –характеристики интервью/материалов, портрет информантов и т.п. Что еще не собрано и план по сбору Трудности, с которыми столкнулись, и как их решили. Что не получилось. Что получилось. В презентации должна быть рефлексия опыта сбора данных.
  • неблокирующий Анализ данных
    Студент должен проанализировать свои эмпирические данные и представить полученные результаты своего годового исследования. Презентация результатов приравнивается к защите КР/предзащите ВКР.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Дизайн исследования + 0.5 * Обзор литературы
  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Анализ данных + 0.5 * Сбор данных
  • 2025/2026 2nd module
    0.5 * Дизайн исследования + 0.5 * Обзор литературы
  • 2025/2026 4th module
    0.5 * Анализ данных + 0.5 * Сбор данных
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Горшков, М. К.  Прикладная социология + практикум в ЭБС : учебник и практикум для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, Б. З. Докторов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10789-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431522 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hammersley, M. (2013). What Is Qualitative Research? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512018

Авторы

  • Омельченко Елена Леонидовна
  • Лисовская Ирина Викторовна
  • Крупец Яна Николаевна