We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Python Programming Language and Social Networks

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс состоит из двух частей, каждая из которых преподается в рамках отдельного модуля. Первая часть курса знакомит студентов с языком программирования Python и анализом данных. В рамках этой части будут рассмотрены такие важные темы, как основы языка программирования Python, виртуальные среды, предобработка, анализ и визуализация данных (включая различные виды моделирования и алгоритмы машинного обучения), организация аналитического проекта. Вторая часть курса посвящена сетевому анализу (в т.ч. анализу социальных сетей).Курс предназначен для студентов магистратуры, предусматривает лекции и семинарские занятия. В рамках курса студенты будут выполнять домашние задания, а также участвовать в проектной работе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение языка программирования Python
  • Understanding basic concepts of social network analysis
  • Understanding how networks can contribute to the explanation of specific social, political, economic and cultural phenomena
  • Mastering basic skills of working with SNA software Gephi, Pajek, R packages
  • Acquaintance with biblographic network analysis software VosViewer, CitNetExplorer
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Able to analyze and visualize data with Python.
  • Able to evaluate and revise learned scientific methods and methods of activity.
  • Able to independently master new research methods, change the scientific and production profile of their activity.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык программирования Python: введение
  • Научные вычисления на языке Python: хранение данных, кода и результатов
  • Основы и синтаксис языка Python
  • Обработка данных на языке Python
  • Сбор данных
  • Визуализация данных
  • Сетевые метрики
  • Моделирование на языке Python
  • Python для сетевого анализа
  • Что такое сетевая наука и зачем она нужна
  • Что такое сетевая наука и зачем она нужна
  • Сетевые метрики
  • Компоненты, кластеры и сообщества в сетях
  • Бимодальные сети
  • Модели сетей
  • GEPHI
  • Реляционный подход с социальных науках. Социальная дистанция. Гомофилия. Сегрегация
  • Персональные сети. Социальный капитал
  • Сети в политике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Упражнения
    Для закрепления навыков по работе с инструментарием студентам предлагается выполнить упражнения по работе на языке Python.
  • неблокирующий Проект по анализу данных
    Проект по анализу данных. Данные для задания предоставляются преподавателем или обсуждаются в индивидуальном порядке. Работа выполняется индивидуально. Студенты должны применить на конкретных данных методы обработки и визуализации данных, изученные на семинарах. Проект должен быть написан с ориентацией на “заказчика”, то есть понятен потенциальному клиенту, содержать все необходимые пояснения и интерпретации. Результаты представляются в виде 1) отчета с таблицами / графиками и пояснениями, какие выводы должен сделать пользователь и какие элементы фокусируют внимание именно на этих выводах, 2) презентации ключевых моментов исследования с ответами на вопросы преподавателя/комиссии.
  • неблокирующий Проект по основам машинного обучения
    Проект по основам машинного обучения. Данные для задания предоставляются преподавателем или обсуждаются в индивидуальном порядке. Работа выполняется индивидуально. Студенты должны применить на конкретных данных методы машинного обучения, такие как регрессионный анализ, классификация и кластеризация, для решения поставленных задач. Проект должен быть написан с ориентацией на “заказчика”, то есть понятен потенциальному клиенту, содержать все необходимые пояснения и интерпретации. Результаты представляются в виде 1) отчета с таблицами / графиками, построением моделей, их выбором и оценкой для его обоснования, а также пояснениями, какие выводы должен сделать пользователь и какие элементы фокусируют внимание именно на этих выводах, 2) презентации ключевых моментов исследования с ответами на вопросы преподавателя/комиссии.
  • неблокирующий Домашние задания
    Самостоятельное выполнение упражнений в среде программирования R по материалам лекций и семинаров
  • неблокирующий Чтение и комментирование статей в Perusall
    Чтение и комментирование статей по темам социального анализа на платформе Perusall
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
    ..
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.15 * Домашние задания + 0.2 * Проект по анализу данных + 0.2 * Проект по основам машинного обучения + 0.1 * Тест + 0.1 * Упражнения + 0.1 * Чтение и комментирование статей в Perusall + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bowling alone : the collapse and revival of American community, Putnam, R. D., 2000
  • Exploratory social network analysis with Pajek, Nooy de, W., 2018
  • McKinney, W. (2018). Python for Data Analysis : Data Wrangling with Pandas, NumPy, and IPython (Vol. Second edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1605925
  • Network Analysis, methodological foundations, eds. Ulrik Brandes, Thomas Erlebach, 471 p., , 2005
  • Networks, crowds, and markets : reasoning about a highly connected world, Easley, D., 2010
  • Scott, J. (DE-588)132315661, (DE-576)299070239. (2009). Social network analysis : a handbook / John Scott. Los Angeles [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.307646734

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bernard, J. (2016). Python Recipes Handbook : A Problem-Solution Approach. [United States]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1174476
  • Downey, A. (2012). Think Python. Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477161
  • Hajba G.L. Website Scraping with Python: Using BeautifulSoup and Scrapy / G.L. Hajba, Berkeley, CA: Apress, 2018.

Авторы

  • Ильина Мария Ивановна
  • Иванюшина Валерия Александровна