We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methodology and Research Methods in Sociology

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс нацелен на изучение методологических оснований и методов проведения социологического исследования. В рамках курса студенты осваивают знания в области организации и проведения эмпирического социологического исследования, планирования и решения возникающих многоплановых коммуникационных проблем для повышения эффективности работы исследователя и предупреждения организационных ошибок. Курс состоит из трех блоков. (1) Количественный блок: В рамках изучения количественного сбора и анализа данных студенты осваивают базовые методы современного анализа данных, включая тест хи-квадрат, t-тест, непараметрические тесты, однофакторный дисперсионный анализ и многофакторный регрессионный анализ, а также социологическую интерпретацию и визуализацию полученных результатов. В рамках дисциплины предполагается знакомство магистрантов со средой статистического программирования R для всех предложенных статистических техник. (2) Качественный блок: В рамках изучения качественной методологии студенты знакомятся со спецификой дизайна качественного исследования, основными методами (наблюдение, интервью), осваивают основы анализа качественных данных (кодирование, тематический анализ, биографический анализ, дискурс-анализ). (3) Блок "Исследовательская коммуникация". Студенты знакомятся с основными стратегиями планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании с использованием качественных и количественных методов. Также знакомятся с основными методами и технологиями разрешения этических вопросов и ситуаций в отношениях между исследователями в одной команде, между исследователем и респондентами, между исследователем и заказчиком или государственными органами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов понимание основ методологии социологического исследования, развить их навыки проведения количественного и качественного сбора и анализа данных, а также сформировать знания по основным стратегиям планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками рекрутинга информантов и навыками проведения интервью
  • Выбирает релевантную методологию для выбранной темы исследования. Применяет методологические принципы для формулирования дизайна исследования.
  • Знает, как представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования
  • Обладает навыками для изучения маргинальных, скрытых, труднодоступных групп
  • Понимает логику статистического вывода. Умеет применять биномиаль
  • Проводит биографическое интервью. Анализирует биографические материалы.
  • Проводит дискурс-анализ текста.
  • Проводит исследование, с учетом сохранения конфиденциальности в индивидуальном и коллективном исследовании; знает права собственности на собранные данные
  • Проводит качественный анализ интервью с применением нескольких методов анализа.
  • Проводит наблюдение. Ведет дневник наблюдения.
  • Различает разные виды измерения в социологическом исследовании, умеет выбрать правильный способ измерения
  • Различает разные процедуры построения выборочной совокупности социологическом исследовании, умеет выбрать правильный тип выборки
  • Разрабатывает гайд интервью. Проводит качественное интервью.
  • Разрабатывает дизайн исследования
  • Умеет выполнять основные виды манипуляций с данными при помощи R
  • Умеет использовать разные типы презентации результатов исследования (устные, видео-презентации, тексты)
  • Умеет планировать социологическое исследование с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех его этапах
  • Умеет представлять результаты исследования в разных аудиториях с участием информантов, коллег, не-социологов
  • Умеет применять t-тест для анализа данных
  • Умеет применять корреляции для анализа данных
  • Умеет применять линейную регрессию для анализа данных
  • Умеет применять непараметрические тесты для анализа данных
  • Умеет применять тест ANOVA для анализа данных
  • Умеет применять тест хи-квадрат для анализа данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Качественное исследование. Тема 1. Методологические основания качественного исследования
  • Блок 1. Качественное исследование. Тема 2. Дизайн качественного исследования
  • Блок 1. Качественное исследование. Тема 3. Интервью в качественном исследовании.
  • Блок 1. Качественное исследование. Тема 4. Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение.
  • Блок 1. Качественное исследование. Тема 5. Качественный анализ интервью: общий обзор
  • Блок 1. Качественное исследование. Тема 6. Дискурс-анализ
  • Блок 1. Качественное исследование. Тема 7. Обзор других стратегий КИ: биографический метод, кейс-стади, феноменология
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 1. Измерение в количественном социологическом исследовании
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 2. Выборка в количественном исследовании
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 3. Введение в R
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 4. Логика статистического вывода, биномиальный тест
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 5. Тест хи-квадрат
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 6. t-тест
  • Блок 2. Количественное исследования. Тема 7. Непараметрические тесты
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 8. Корреляционный анализ
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 9. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA)
  • Блок 2. Количественное исследование. Тема 10. Линейная регрессия (многофакторный анализ)
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 1. Проблемы коммуникации в профессиональной работе социолога
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 2. Профессиональные качества социолога: установление контакта, коммуникация в ситуации интервью
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 3. Коммуникация в труднодоступных социальных группах
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 4. Этика в социологическом исследовании
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 5. Степень включения исследователя в поле. Публичная социология
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 6. Исследовательская коммуникация в процессе публикации результатов работы
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 7. Устная презентация проекта, результатов социологического исследования в формате TEDx
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Блок 1. ДЗ 1 – отличия качественного и количественного исследования
    Сформулировать по предложенной проблеме аннотации 2х исследований: количественное и качественное (индивидуальное задание)
  • неблокирующий Блок 1. ДЗ 2 – дизайн исследования
    Разработать дизайн группового исследования (включая гайд интервью), представить его на занятии (Групповое задание)
  • неблокирующий Блок 1. ДЗ 3 – наблюдение
    Провести наблюдение в локации, релевантной проекту (Индивидуальное задание)
  • неблокирующий Блок 1. ДЗ 4 – сбор данных
    2 интервью, 2 транскрипта + доп.данные (10 медиа материалов для дискурсивного анализа) (Индивидуальное задание)
  • неблокирующий Блок 1. Экзамен
    Отчет по результатам исследования (10 - 15 страниц, 12 шрифт, интервал 1,5) + презентация результатов исследования (ppt) (коллективное задание)
  • неблокирующий Блок 3. Дз 1: Эссе «Мои коммуникативные ресурсы»
  • неблокирующий Блок 3. Дз 2: Написание reaction paper
    Прочитать две статьи из предоставленных источников (на выбор). Написать эссе в формате "reaction paper" в соответствии с предъявленными критериями.
  • неблокирующий Блок 3. Подготовка презентации «трудного интервью»
    Взять «трудное интервью», подготовить его конспект и презентацию с рефлексией
  • неблокирующий Блок 3. Дз 4: Подготовка этической оценки исследования
    Заполнить форму заявки для этической комиссии на основании курсового исследования. Оформить приложение в виде инструмента исследования
  • неблокирующий Блок 3. Дз 5: аннотация в журнал
    Подобрать журнал, обосновать его соответствие теме, подготовить аннотацию статьи.
  • неблокирующий Блок 3. Посещение семинаров
    За посещение семинаров студентам ставится 1 балл. За активное участие - 2 балла.
  • неблокирующий Блок 3. Итоговое задание
    Подготовить выступление на социальную тему в каком-либо формате публичной социологии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0,5 кач.иссл (блок 1) + 0,5 кол.иссл (блок 2)
  • 2023/2024 3rd module
    Дз1 (эссе)*0,1 + Дз2 (reaction paper)*0,1 + Дз3 (трудное интервью)*0,2 + Дз4 (этическая оценка)*0,1 + Дз5 (аннотация в журнал)*0,1 + Посещение семинаров*0,2 + Итоговое задание*0,2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головин, Н. А.  Современные социологические теории : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07033-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433199 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники, Страусс, А., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Field, A. V. (DE-588)128714581, (DE-627)378310763, (DE-576)186310501, aut. (2012). Discovering statistics using R Andy Field, Jeremy Miles, Zoë Field. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.363067604
  • Huber, P. J. (2011). Data Analysis : What Can Be Learned From the Past 50 Years. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391373
  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780
  • Готлиб, А. С. Процедуры и методы социологического исследования. Кн. 2 : практикум / А. С. Готлиб. – Москва : Флинта, 2019. - 363 с. – ISBN 978-5-9765-2020-2. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047524 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047524

Авторы

  • Волченко Олеся Викторовна
  • Ариф Эльвира Маратовна
  • Омельченко Елена Леонидовна
  • Майборода Алина Владимировна
  • Соловьева Наталья Сергеевна
  • Завадская Маргарита Андреевна
  • Крупец Яна Николаевна