We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Qualitative Data Analyses

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными задачами и целями качественного анализа социологических данных, способами их достижения через освоение основных методов анализа (тематический, нарративный, дискурс анализ), а также принципами создания теоретических концепций по результатам качественного анализа данных (анализ фреймов и сценарный подход). В ходе курса студентам предлагается большое количество разнообразных практических заданий, направленных как на отработку полученных знаний и умений в области анализа данных, так и на методологическое обоснование выбранных инструментов исследования, а также разработку дизайна исследования, реализованного с помощью выбранной методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов
  • Знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (тематический анализ, нарративный анализ, конверсационный анализ, дискурс-анализ, анализ фреймов) и их апробация в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов фрагментам интервью и публичным текстам для создания теоретических обобщений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляют коды при анализе качественных данных и объединяют их в «темы» во фрагменте интервью.
  • Анализируют фрагменты интервью с применением триады Пирса.
  • Выявляют в тексте интервью строки/секвенции/сюжеты.
  • Оперируют понятиями "биографическая работа", "нарративное я", "конструирование прошлого".
  • Применяют структурный подход Лабова для анализа нарративов.
  • Применяют секвенциальный подход для анализа нарративов.
  • Используют концепции структура разговора, социальное взаимодействие, контекст.
  • Различают единицы разговора по Саксу, Щеглоффу, Джефферсону.
  • Используют интент-анализ при изучении фрагментов разговоров.
  • Создают дизайн исследования, включающего в себя конверсационный анализ данных.
  • Используют концепции борьба дискурсов, дискурс как социальная практика, интертекстуальность, диспозитивы.
  • Различают теории дискурсов Э. Лакло и Ш. Муфф, критический дискурс-анализ Н. Фэркло, SKAD Р. Келлера.
  • Выделяют узловые точки текста, определяют отношения между ними, определяют агента высказывания.
  • Анализируют специфику наполнения высказывания и способы производства значений в дискурсах: транзитивность, номинализация, партикуляция, функционализация.
  • Анализируют социальную реальность с помощью определения существующих дискурсов.
  • Оперируют понятиями практики, фреймы, репертуарные позиции и сценические действия, идеалтипические сценарии.
  • Обосновывают авторскую позицию исследователя и возможные ограничения, связанные с ней.
  • Выделяют репертуарные позиции и сценические действия на материалах качественных данных.
  • Выделяют, описывают и дают наименования сценариям, обнаруженным на материалах качественных данных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Тематический анализ качественных данных
  • Тема 2. Нарративный анализ
  • Тема 3. Конверсационный анализ
  • Тема 4. Дискурс-анализ
  • Тема 5. Анализ фреймов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашние задания проводятся 4 раза за модуль. Первое задание связано с подготовкой драфта методологической главы курсовой работы (описание выборки, метода сбора и анализа данных, авторской позиции в отношении используемого материала). Оценка по 5-балльной шкале. Второе задание связано с анализом фрагмента собственного интервью методами нарративного анализа. Оценка по 5-балльной шкале. Третье задание связано с написанием двух дизайнов исследования с использованием разных подходов в дискурс-анализу (подход Фэркло, подход Лакло и Муфф). Оценка по 5-балльной шкале. Четвертое задание связано с анализом фрагмента собственного интервью с помощью нелюбимого метода качественного анализа данных (из изученных). Оценка по 5-балльной шкале.
  • неблокирующий Посещение семинарских занятий
    За присутствие на занятиях студенты получают 1 балл, за качественное выполнение практических заданий – 1 балл. В сумме за одно семинарское занятие студенты могут получить до 2х баллов
  • неблокирующий Тестирование по прочитанному материалу
    Тест проводится во время занятия на личных устройствах студентов. Тест состоит из 10 вопросов. В каждом вопросе, кроме вопроса с множественным выбором (вопрос №8) предложен только один правильный ответ. За каждый правильный ответ теста вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за тест - 10 баллов. В итоговой формуле полученная оценка умножается на коэффициент 0,1. Время выполнения теста - 15 минут.
  • неблокирующий Итоговое задание
    Во время итогового задания студенты с помощью жеребьевки получают фрагмент текста и случайны метод анализа из числа изученных. Студенты анализируют доставшийся им фрагмент текста и подготавливают аналитическую записку по результатам работы. После выполнения самостоятельной работы студенты презентуют получившийся результат в классе. Продолжительность выполнения письменной работы - 1,5 часа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.5 * Домашнее задание + 0.2 * Итоговое задание + 0.2 * Посещение семинарских занятий + 0.1 * Тестирование по прочитанному материалу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hühn, P. (2009). Handbook of Narratology. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293649
  • Liddicoat, A. (2007). An Introduction to Conversation Analysis. London: Continuum International Publishing Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=290908
  • Schmid, W. (2010). Narratology : An Introduction. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=390996
  • Tara E. Tarpey. (2015). Book Review of Video in Qualitative Research: Analysing Social Interaction in Everyday Life. Working Papers in Applied Linguistics and TESOL, (2), 50. https://doi.org/10.7916/D86Q281N/download
  • YERLIKAYA, T. (2019). Critical Discourse Analaysis and Social Media: New Apporoaches in Critical Discourse Analysis Studies. Igdir University Journal of Social Sciences, 18, 193–209.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Auerbach, C. F., & Silverstein, L. B. (2003). Qualitative Data : An Introduction to Coding and Analysis. NYU Press.
  • Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574
  • Charteris-Black, J. (2014). Analysing Political Speeches : Rhetoric, Discourse and Metaphor. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1453945
  • Flick, U., Scott, W., & Metzler, K. (2014). The SAGE Handbook of Qualitative Data Analysis. London, [England]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799015
  • Lerner, Gene H. (ed.). Conversation Analysis: Studies from the First Generation. Amsterdam: John Benjamins, 2004.
  • Robin M. Boylorn, & Mark P. Orbe. (2014). Critical Autoethnography : Intersecting Cultural Identities in Everyday Life. Routledge.

Авторы

  • Ермолин Илья Васильевич
  • Запорожец Оксана Николаевна
  • Соловьева Наталья Сергеевна