We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Age Policies: Life Stages, Transitions, Qenerations

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с появлением и развитием исследований возраста в социологии, возможностями теоретического осмысления жизненного курс, возрастных транзиций, поколений, основными теоретическими и методологическими подходами в данной области, их критикой, а также результатами актуальных эмпирических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является формирование у студентов комплексного понимания взаимосвязи между возрастом, социальными процессами и структурами в обществе. Курс призван предоставить студентам теоретические и методологические инструменты для анализа жизненных этапов, транзиций и поколений как социальных конструктов, формирующих идентичность, поведение и социальные возможности индивидов. Курс также направлен на развитие у студентов критического мышления и навыков анализа эмпирических данных о возрастных группах и поколенческих различиях, что позволит им применять полученные знания в исследовательской и практической деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует основные социологические концепции возраста, такие как жизненный этап, социальное время, поколение. Анализирует влияние социальных, культурных и экономических факторов на формирование жизненных траекторий людей в разные возрастные и исторические периоды. анализирует взаимосвязь между индивидуальным возрастным опытом и макросоциальными процессами.
  • Применяет теоретические рамки социологии возраста для анализа конкретных социальных проблем, связанных с возрастом.
  • Применяет критическую перспективу для оценивания научных исследований и публицистических материалов, посвященных вопросам возраста.
  • Выявляет и интерпретирует социальные проблемы, связанные с возрастом (например, эйджизм, социальная изоляция пожилых людей, межпоколенческие конфликты), с использованием социологической оптики.
  • Анализирует критически теоретические подходы к изучению возраста и поколений, способен сопоставлять и оценивать их эвристический потенциал.
  • Анализирует основные социологические концепции возраста, такие как жизненный этап, социальное время, поколение.
  • Анализирует влияние социальных, культурных и экономических факторов на формирование жизненных траекторий людей в разные возрастные и исторические периоды.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Жизненный курс
  • Тема 2. Возраст и возрастные категории.
  • Тема 3. Транзиции
  • Тема 4. Поколения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий • Аудиторная работа
    Аудиторная работа представляет собой работу на семинарах. Оценки за каждый семинар выставляются по 10–балльной шкале. Итоговая оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее.
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа представляет собой самостоятельно написанный на семинарском занятии в течении 30 минут текст по теме курса.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание это самостоятельно выполненное группой студентов задание, оформленное в виде презентации в PP и представленное на семинаре.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Письменная работа + 0.3 * • Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Back, K. W., & American Association for the Advancement of Science. (2018). Life Course : Integrative Theories And Exemplary Populations. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204186
  • Benson, J. E., & Elder, G. H. (2011). Young Adult Identities and Their Pathways: A Developmental and Life Course Model. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5C66FBF
  • Handbook of Life Course Health Development. (2018). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-319-47143-3
  • The life course : a sociological introduction, Hunt, S. J., 2017
  • The Social Stratification of Choice in the Transition to Adulthood. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4796AAB6
  • Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Social background and the demographic life course: Cross-national comparisons. (2021). Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-67345-1

Авторы

  • Нартова Надежда Андреевна