We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Social Networks

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

В этом курсе студенты узнают о том, что такое сетевой подход в социальных науках. В теоретической части курса будет рассказано о применении этого подхода для изучения социальных и политических процессов. В методической части курса студенты узнают о методах изучения структурных характеристик сетей: меры центральности, влиятельности, кластеризации и диффузии в сети, а также методы для выявления сообществ. На практических занятиях студенты научатся анализировать и визуализировать сети с использованием пакетов R и программы GEPHI. На семинарах мы будем обсуждать статьи, в которых используется сетевой анализ. Курс "Анализ социальных сетей" представляет собой важный инструмент для студентов, желающих углубить свои знания о социальных взаимосвязях и применить их в своей будущей карьере и исследовательской работе. Курс предназначен для студентов, интересующихся социологией, психологией, политологией, маркетингом, информационными технологиями и другими областями, где взаимосвязи и влияние важны.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимать основные концепции и термины анализа социальных сетей. Применять методы сбора, визуализации и анализа данных о социальных сетях. Оценивать структуру и характеристики социальных сетей. Использовать анализ социальных сетей для изучения взаимосвязей, влияния и распространения информации в социальных системах. Применять полученные знания и навыки в исследовательской и практической деятельности в различных областях, где социальные сети играют важную роль.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение представлять данные в виде акторов и связей между акторами
  • Понимать смысл разных мер центральности. Уметь вычислять меры центральности в R.
  • Понимать разницу между различными сетевыми структурами. Знать основные методы выделения сообществ. Уметь выделять сетевые сообщества в среде R
  • Уметь трансформировать бимодальную сеть в две унимодальные в R
  • Понимать сетевые метрики и топологические различия сетевых моделей. Уметь синтезировать в R разные модели сетей с заданными характеристиками
  • Уметь анализировать и визуализировать сети в программе Gephi
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое сетевая наука и зачем она нужна
  • Сетевые метрики
  • Компоненты, кластеры и сообщества в сетях
  • Бимодальные сети
  • Модели сетей
  • GEPHI
  • Реляционный подход с социальных науках. Социальная дистанция. Гомофилия. Сегрегация
  • Персональные сети. Социальный капитал
  • Сети в политике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Чтение и комментирование статей в Perusall
  • неблокирующий Домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Домашние задания + 0.2 * Тест + 0.2 * Чтение и комментирование статей в Perusall + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Exploratory social network analysis with Pajek, Nooy de, W., 2018
  • Network Analysis, methodological foundations, eds. Ulrik Brandes, Thomas Erlebach, 471 p., , 2005
  • Network science, Barabasi, A.-L., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Barabási A. L., Frangos J. Linked: the new science of networks science of networks. – Basic Books, 2002. – 211 pp.

Авторы

  • Иванюшина Валерия Александровна