We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Qualitative Data Analyses

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными задачами и целями качественного анализа социологических данных, способами их достижения через освоение основных методов анализа (тематический, нарративный, дискурс анализ), а также принципами создания теоретических концепций по результатам качественного анализа данных (анализ фреймов и сценарный подход). В ходе курса студентам предлагается большое количество разнообразных практических заданий, направленных как на отработку полученных знаний и умений в области анализа данных, так и на методологическое обоснование выбранных инструментов исследования, а также разработку дизайна исследования, реализованного с помощью выбранной методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов
  • Знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (тематический анализ, нарративный анализ, конверсационный анализ, дискурс-анализ, анализ фреймов) и их апробация в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов фрагментам интервью и публичным текстам для создания теоретических обобщений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляют коды при анализе качественных данных и объединяют их в «темы» во фрагменте интервью.
  • Анализируют фрагменты интервью с применением триады Пирса.
  • Выявляют в тексте интервью строки/секвенции/сюжеты.
  • Оперируют понятиями "биографическая работа", "нарративное я", "конструирование прошлого".
  • Применяют структурный подход Лабова для анализа нарративов.
  • Применяют секвенциальный подход для анализа нарративов.
  • Используют концепции структура разговора, социальное взаимодействие, контекст.
  • Различают единицы разговора по Саксу, Щеглоффу, Джефферсону.
  • Используют интент-анализ при изучении фрагментов разговоров.
  • Создают дизайн исследования, включающего в себя конверсационный анализ данных.
  • Используют концепции борьба дискурсов, дискурс как социальная практика, интертекстуальность, диспозитивы.
  • Различают теории дискурсов Э. Лакло и Ш. Муфф, критический дискурс-анализ Н. Фэркло, SKAD Р. Келлера.
  • Выделяют узловые точки текста, определяют отношения между ними, определяют агента высказывания.
  • Анализируют специфику наполнения высказывания и способы производства значений в дискурсах: транзитивность, номинализация, партикуляция, функционализация.
  • Анализируют социальную реальность с помощью определения существующих дискурсов.
  • Оперируют понятиями практики, фреймы, репертуарные позиции и сценические действия, идеалтипические сценарии.
  • Обосновывают авторскую позицию исследователя и возможные ограничения, связанные с ней.
  • Выделяют репертуарные позиции и сценические действия на материалах качественных данных.
  • Выделяют, описывают и дают наименования сценариям, обнаруженным на материалах качественных данных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследования
  • Тема 2. Дискурс-анализ
  • Тема 3. Анализ визуальных материалов
  • Тема 4. Специфика написания академических текстов в различных традициях качественной социологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах, презентация и обсуждение домашних заданий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка заданий в рамках обсуждаемых тем: а) анализ материалов в логике обоснованной теории, б) критического дискурс-анализа, в) определенной методики визуального анализ
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный, 60 минут
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах, презентация и обсуждение домашних заданий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка заданий в рамках обсуждаемых тем: а) анализ материалов в логике обоснованной теории, б) критического дискурс-анализа, в) определенной методики визуального анализ
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме - предоставляется текст, содержащий результаты анализа по курсу, на основе текста, при необходимости, задаются вопросы. Экзамен проводится на платформе https://www.zoom.us/ К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: обладать характеристиками, позволяющими загрузить приложение zoom Для участия в экзамене студент обязан: предоставить не менее, чем за 3 дня до экзамена финальную работу по курсу Во время экзамена студентам запрещено: не существует запретов, поскольку экзамен основан на творческом задании и не требует специального контроля. Запреты связаны с обычными ограничениями, предъявляемыми в ВШЭ к письменным работам, включая запрет на плагиат Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться всеми необходимыми материалами, связанными с его исследованием по курсу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической возможности коммуникации до 30 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической коммуникации в течение более чем 30 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает презентацию результатов своего исследования в письменной форме и ее обсуждение.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Онакопленная= 0,5 Отекущий1 + 0,5· Отекущий 2 где Отекущий1 – средняя оценка за выполнение домашних заданий 1-4 Отекущий2 – средняя оценка за представление и обсуждение в аудитории домашних заданий 1-4 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу аспиранта. Орезульт = 0,7·Онакопл (из них 0,5 – домашнее задание) + 0,3·Оэкз, где Онакопл – накопленная оценка по дисциплине Оэкз – оценка за экзамен

Авторы

  • Ермолин Илья Васильевич