We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Youth Studies: Subcultures, Solidarities, Generations

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса разбираются основные теоретические подходы к ключевым концепциям, вовлеченным в молодежные исследования и молодежную политику: субкультурный, постсубкультурный подходы, поколения, социальная политика, биовласть, гражданство, социальное государство, youth at risk, уязвимая молодежь. Дисциплина состоит из двух содержательных блоков: «Молодежные исследования» и «Молодежная политика»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью данного курса является овладение студентами знаниями о современной повестке молодежных исследований, теоретических и методологических подходах к анализу поколений, солидарностей, молодежных движений и субкультур, а также обсуждение концепций социальной и молодежной политики, анализ работы с молодежью в России и разработка рекомендаций для практиков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теоретическими подходами.
  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках структурного подхода и постмодернистского прочтения молодежного вопроса
  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках субкультурного и постсубкультурного подходов
  • Знает, как проводить исследование и представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования.
  • Понимает специфику изучаемых подходов. Способен применить теоретический аппарат к анализу эмпирического опыта.
  • Понимает специфику молодежных исследования, знаком с методами исследования и рисками работы в молодежном поле
  • Умеет представлять результаты исследования для академической аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Исследования молодежи в западном академическом дискурсе. «Молодежный вопрос» в российской социологии
  • Тема 2. Изучение молодежной повседневности: жизненно-стилевые стратегии в условиях глобализации и индивидуализации.
  • Тема 3. Молодежные (суб)культуры, движения, сцены, солидарности
  • Тема 4. Гендерные режимы, сексуальности и телесность молодежных культурных сцен
  • Тема 5. Социолог в поле с молодежью
  • Тема 6. Этика в исследованиях молодежи
  • Тема 7. Презентация результатов исследования молодежи
  • Тема 8. Теоретическое обсуждение основных концепций социальной политики и молодежной политики
  • Тема 9. Анализ опыта молодежной политики в международном контексте
  • Тема 10. Анализ молодежной политики в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Выбрать любой рассмотренный подход (или несколько) к исследованию молодежных сцен, субкультур, солидарностей; Проанализировать его: применимость подхода в современных социологических исследованиях (pros and contras; критика подхода другими исследователями + свое мнение), объяснить свою точку зрения Объем – до 2000 слов.
  • неблокирующий Эссе на отдельную тему, например: роль музыки в молодежных культурах и т.д.
    Эссе на отдельную тему, например: роль музыки в молодежных культурах; новейшие молодежные субкультуры – источники и принадлежность; имидж молодости – визуальные образы; особенности потребительских трендов и пр.
  • блокирующий Исследовательский проект "Молодежная компания"
    Итоговый проект 3 модуля: провести исследование любой молодежной компании (компания друзей, однокурсников, "тусовка" и т.д.).
  • неблокирующий Посещение и участие в работах на семинарах 3 модуль
  • неблокирующий Аудиторная работа 4 модуль
    Активность магистранта на семинаре (вопросы, обсуждение, развитие идей). Оценка выставляется за каждый семинар. Итоговая оценка представляет собой среднее.
  • неблокирующий Домашнее задание (№3 и №4)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Оценки за 3 модуль: ДЗ1*02 + ДЗ2*0,2 + Исследовательский проект*0,3+Посещение3_модуль*0,3 Оценки за 4 модуль: Аудиторная работа4_модуль*0,6 + ДЗ3*0,2 + ДЗ4*02 Оценка за курс: Итоговая оценка за 3 модуль*0,5 + Итоговая оценка за 4 модуль*0,5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gorur, R., & Te Riele, K. (2015). Interrogating Conceptions of “vulnerable Youth” in Theory, Policy and Practice. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057258
  • Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carpenter, S., & Mojab, S. (2017). Youth As/in Crisis : Young People, Public Policy, and the Politics of Learning. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1584313
  • Denzin, N. K. (2008). Studies in Symbolic Interaction (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512807
  • DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
  • Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4
  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600

Авторы

  • Кузинер Евгения Николаевна
  • Нартова Надежда Андреевна
  • Омельченко Елена Леонидовна