We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Scientific Workshop “Field Research: Methods, Practices, Emotions”

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
12
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса охватывается весь процесс подготовки и реализации исследовательского проекта: от обсуждения методологических особенностей качественного исследования, выбора темы исследования и планирование работы на год до правил написания научных текстов и тренингов по презентации результатов. Курс включает следующие разделы: (1) Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования; (2) Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании; (3) Сбор и обработка данных; (4) Анализ данных и описание эмпирических результатов; (5) Презентация результатов научного исследования. В рамках научно-исследовательского семинара на первом году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках курсовой работы. В рамках научно-исследовательского семинара на втором году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды
  • Выработать готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет языком и аппаратом основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук
  • Выявляет потребности социальных групп и включает их в описание проблемы исследования
  • Демонстрирует знание правил проведения социологического исследования
  • Демонстрирует знание этических норм социологического исследования и следует им в своем исследовании
  • Может организовать работу исследовательской группы
  • Может сформулировать проблемную ситуацию
  • Проводит собственное социологическое исследование
  • Рефлексивно относится к социологической работе
  • Самостоятельно определяет набор данных достаточный для представления различных проблем научного и этического характера
  • Самостоятельно применяет методы социологического исследования
  • Собирает и интерпретирует данные по заданным проблемам
  • Способен выполнять работу соответствующую технологическим требованиям и нормативов в профессиональной деятельности
  • Способен представить свой исследовательский проект с помощью презентации
  • Способен разработать концептуализацию собранных данных в рамках своего исследовательского проекта
  • Способен скорректировать программу социологического исследования, предложить собственную методику сбора или анализа
  • Способен сформулировать проблему и с помощью своих знаний найти пути решения этой проблемы
  • Успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования
  • Тема 2. Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
  • Тема 3. Сбор и обработка данных
  • Тема 4. Анализ данных и описание эмпирических результатов
  • Тема 5. Презентация результатов научного исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Домашнее задание * 0.25 + Аудиторная работа * 0.25 + Экзамен * 0.5
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.25 * Экзамен + 0.5 * 2022/2023 учебный год 2 модуль + 0.125 * Аудиторная работа + 0.125 * Домашнее задание
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    -
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    -
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горшков, М. К.  Прикладная социология + практикум в ЭБС : учебник и практикум для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, Б. З. Докторов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10789-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431522 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин, Л. Г.  Философия и методология эмпирической социологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Г. Ионин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08966-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433956 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, , 2009

Авторы

  • Лисовская Ирина Викторовна
  • Омельченко Елена Леонидовна
  • Крупец Яна Николаевна
  • Поляков Святослав Игоревич