• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Qualitative Data Analyses

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными задачами и целями качественного анализа социологических данных, способами их достижения через освоение основных методов анализа (тематический, нарративный, дискурс анализ), а также принципами создания теоретических концепций по результатам качественного анализа данных (анализ фреймов и сценарный подход). В ходе курса студентам предлагается большое количество разнообразных практических заданий, направленных как на отработку полученных знаний и умений в области анализа данных, так и на методологическое обоснование выбранных инструментов исследования, а также разработку дизайна исследования, реализованного с помощью выбранной методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов
  • Знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (тематический анализ, нарративный анализ, конверсационный анализ, дискурс-анализ, анализ фреймов) и их апробация в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов фрагментам интервью и публичным текстам для создания теоретических обобщений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляют коды при анализе качественных данных и объединяют их в «темы» во фрагменте интервью.
  • Анализируют фрагменты интервью с применением триады Пирса.
  • Выявляют в тексте интервью строки/секвенции/сюжеты.
  • Оперируют понятиями "биографическая работа", "нарративное я", "конструирование прошлого".
  • Применяют структурный подход Лабова для анализа нарративов.
  • Применяют секвенциальный подход для анализа нарративов.
  • Используют концепции структура разговора, социальное взаимодействие, контекст.
  • Различают единицы разговора по Саксу, Щеглоффу, Джефферсону.
  • Используют интент-анализ при изучении фрагментов разговоров.
  • Создают дизайн исследования, включающего в себя конверсационный анализ данных.
  • Используют концепции борьба дискурсов, дискурс как социальная практика, интертекстуальность, диспозитивы.
  • Различают теории дискурсов Э. Лакло и Ш. Муфф, критический дискурс-анализ Н. Фэркло, SKAD Р. Келлера.
  • Выделяют узловые точки текста, определяют отношения между ними, определяют агента высказывания.
  • Анализируют специфику наполнения высказывания и способы производства значений в дискурсах: транзитивность, номинализация, партикуляция, функционализация.
  • Анализируют социальную реальность с помощью определения существующих дискурсов.
  • Оперируют понятиями практики, фреймы, репертуарные позиции и сценические действия, идеалтипические сценарии.
  • Обосновывают авторскую позицию исследователя и возможные ограничения, связанные с ней.
  • Выделяют репертуарные позиции и сценические действия на материалах качественных данных.
  • Выделяют, описывают и дают наименования сценариям, обнаруженным на материалах качественных данных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Тематический анализ качественных данных
  • Тема 2. Нарративный анализ
  • Тема 3. Конверсационный анализ
  • Тема 4. Дискурс-анализ
  • Тема 5. Анализ фреймов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (1, 2, 3, 4)
    Домашние задания даются на выполнение после семинара 1, 3, 5, 7. Всего в ходе курса предусмотрено 4 домашних задания, оценки за которые суммируются и в общей формуле умножаются на коэффициент 0,5. Темы домашних заданий: драфт методологической главы для КР; нарративный анализ фрагмента интервью; разработка дизайна исследования с применением дискурс-анализа; описание возможных сценариев социальных практик на материалах КР. Каждое домашнее задание оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Тестирование по прочитанному материалу
    Тестирование проводится в начале четвертого семинара, после длительного перерыва. Тест состоит из 10 вопросов, за каждый правильный ответ студенты получают 1 балл. Итоговая оценка – максимум 10 баллов.
  • неблокирующий Посещение семинарских занятий
    За присутствие на занятиях студенты получают 0,5 баллов, за качественное выполнение практических заданий – 0,5 баллов. В сумме за одно семинарское занятие студенты могут получить до 2х баллов.
  • неблокирующий Итоговое задание
    Итоговое задание представляет анализ текста случайно выбранным методом (по билетам). Итоговое задание проводится на последнем семинаре. После его выполнения проводится разбор выполненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Домашнее задание (1, 2, 3, 4) + 0.2 * Итоговое задание + 0.1 * Тестирование по прочитанному материалу + 0.2 * Посещение семинарских занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Auerbach, C. F., & Silverstein, L. B. (2003). Qualitative Data : An Introduction to Coding and Analysis. NYU Press.
  • Flick, U., Scott, W., & Metzler, K. (2014). The SAGE Handbook of Qualitative Data Analysis. London, [England]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799015
  • Hühn, P. (2009). Handbook of Narratology. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293649
  • Liddicoat, A. (2007). An Introduction to Conversation Analysis. London: Continuum International Publishing Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=290908
  • Schmid, W. (2010). Narratology : An Introduction. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=390996
  • Tara E. Tarpey. (2015). Book Review of Video in Qualitative Research: Analysing Social Interaction in Everyday Life. Working Papers in Applied Linguistics and TESOL, (2), 50. https://doi.org/10.7916/D86Q281N/download
  • YERLIKAYA, T. (2019). Critical Discourse Analaysis and Social Media: New Apporoaches in Critical Discourse Analysis Studies. Igdir University Journal of Social Sciences, 18, 193–209.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574
  • Charteris-Black, J. (2014). Analysing Political Speeches : Rhetoric, Discourse and Metaphor. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1453945
  • Lerner, Gene H. (ed.). Conversation Analysis: Studies from the First Generation. Amsterdam: John Benjamins, 2004.
  • Robin M. Boylorn, & Mark P. Orbe. (2014). Critical Autoethnography : Intersecting Cultural Identities in Everyday Life. Routledge.